В 2007 году в газете Хальмг Yнн вышла статья В. Кирюхаева «Авhнра асмуд арвн». Эта публикация вызвала интерес к происхождению этнонима «асмуд» и его роли в истории калмыцкого народа. Через полтора года в той же газете вышел цикл статей моего отца, историка Виктора Маглинова, посвящённый данному роду. Далее приведена первая часть статьи.
Отечественная историография небогата сведениями на этот счет. В научных работах и публицистике встречается различное написание этнонима – асмд, асмуд, асмт, асмат. Нет ясности и в его этимологии. Полевые и кабинетные исследования У.Э. Эрдниева, Г.О. Авляева и В.Б. Папуева всего лишь фиксируют наличие асмуд арвн в составе двух аймаков бывшего Малодербетовского улуса.
У.Э. Эрдниев высказал предположение о возможном патронимическом происхождении его названия, то есть по имени предка. Впрочем, не настаивая на этом. Возможно, это связано с тем, что эта этническая группа в отчете Н.О. Очирова о поездке к астраханским калмыкам летом 1909 года приводится как «авhнр асмдкин».
Г.О. Авляев же пришел к выводу, что асмуды являются «инородным» включением в калмыцкий этнос. Он обосновывает это наличием у ногайцев рода ас. Утверждение спорное, так как с таким же успехом можно предположить обратное. Не располагаем мы сведениями и об осетинском происхождении асмудов. Логичнее выглядела бы версия о древнемонгольских истоках их происхождения,, так как у бурят встречаются роды ашбагат и ашебагат, появление которых явно не связано с этногенезом северо-кавказских народов. Чем же мы располагаем?
«Сокровенное сказание монголов», а затем и Рашид-ад-Дин асов в составе тюрко-монгольских племен не упоминает вообще. Асутами они называют народ, проживающий в степях Северного Кавказа, низовьях Волги и Дона и представляющий интерес для монголов всего лишь как объект для захватничества. Только в XVII веке в хрониках начинает встречаться этот этноним как монгольский. В жизнеописании Чингисхана, изложенном в сочинении Лубсана Данзана «Алтан Тобчи», одно из меркитских племен упоминается как асхун или асахун-меркит (в латинской транслитерации – Asgad-merkit). Пожалуй, это единственное упоминание асов в составе древнемонгольских племен.
Далее, излагая события уже из истории монголо-ойратского противостояния в XV-XVI веках, автор приводит ряд имен их участников с указанием соответствующей родовой принадлежности. Так, в рассказе о пленении ойратским Эсен-тайши китайского Чжингтай-хагана (то есть Мин Чжу Ци-юя, императора династии Мин, храмовое имя которого Цзин-Цзун, правившего в 1450-1457 годах) и его возвращения в Китай приводятся следующие сведения:
«Говорят, что у того Чжингтай-хагана от взятой им в жены от монголов женщины по имени Мулу Дзахату родился ребенок, и монголы взяли и оставили у себя. Его потомком был асутский Далбай-табунанг».
Там же есть еще одно упоминание данного этнического термина. В эпизоде падения с лошади беременной на девятом месяце монгольской Мандухай Сайн-хатун во время сражения ее войска с ойратами «Бату болад из асутов» помог ей сесть на коня и выехать с поля битвы. В конце же своей книги Лубсан Данзан вообще включил асутов в состав коренных монголов:
«…ширсуты, асуты, харачины, хагучин-харачины, боронут-харачины, весь исконный народ».
В других источниках мы подобных сведений не находим. Таким образом, составить представление о корнях происхождения асмудов, их роли в процессе этногенеза калмыков по данным письменных хроник ойратов и монголов весьма сложно. Но этноним «ас» достаточно широко известен в документах древней истории человечества.
В географии самая большая часть света – Азия. Сведениями о том, при каких обстоятельствах появилось это название, наука не располагает. Еще в V веке до н.э. Геродот недоумевал:
«…почему, собственно, трем частям света, которые являются одной землей, даны названия по менам женщин».
Нельзя выяснить имена тех, кто разграничил их, и от кого взяты названия этих трех частей света. Ведь Ливия, как обычно думали в Элладе, получила название от местной женщины Ливии, Азия же – от супруги Прометея. Впрочем, лидийцы также желают присвоить себе имя Азии. По их словам, Азия названа от Асия, поэтому и один из кварталов Сард называется Асиадой…
Европа происходит из Азии и никогда не приходила в ту землю, которая теперь у эллинов называется Европой. Она прибыла из Финикии только на Крит, а с Крита в Ликию. Но об этом довольно, ведь даже «отец истории» скептически относился к «народной этимологии».
продолжение следует…
Виктор МАГЛИНОВ