Найти тему

Зачем древний человек создал первый рисунок?

Поскольку однозначных ответов на вопрос, зачем он отвлекся от забот о пропитании и продолжении рода, а занялся художественным освоением той действительности в этой действительности нет, придется обойтись хотя бы версиями.

Как вам такая: насытившись одним и пресытившись другим, провел палкой по песку и оставленный ею след разбудил воображение. Или вот: самый первый в мире рисунок — это обрисованная тень предмета, освещенного костром. Так что эстетические потребности вполне могло породить пламя пещерного костра.

Есть версия и такая: не в эстетике дело, а в религии. Рисунки, ограждая от злых духов и притягивая охотничью удачу, выполняли роль оберегов и талисманов. Лошади, бизоны, олени и мамонты — вот кого рисовали древние люди. Все эти животные их пища. Рисунки точные, не без изящества. Лучшие из них дают представление не только о роде, но и виде животного, иногда даже подвиде. Смысл они являют вполне конкретный.

Постепенно к изображениям зверей человек добавил себя. Непременно — в группе или охотников, или танцующих людей. Контуры напоминают очертания спортивных фигурок — они условны, но что именно тоже очевидно.

Вот по этой цепочке и пойдем. Условность — это символизм. Символизм — элемент культуры, надбиологической деятельности человека. Культура — информационная усложненность мира. Вот какой путь по этой цепочке мы прошли: на каком-то этапе своей истории столько узнали о мире, что естественной памяти для передачи и хранения информации перестало хватать. Потребовались внешние носители сведений, существенных для выживания. Так, вероятно, и появились те виды деятельности, которые вошли в понятие "искусство".

Да, поначалу человек рисовал то, что удовлетворяло первейшую потребность — еду. И вдруг… Нет, конечно, не вдруг. Между первым человеческим рисунком и написанным в 1915 г. "Черным квадратом" по меньшей мере 32 000 лет. Огромная дистанция, равная разнице в художественном ориентировании во времени и пространстве.

Зачем человек создал этот рисунок? Ответ есть и простой, и сложный.

Вот простой: "Черный квадрат" — это чтобы случайно не повесить на стену вверх ногами. Толкование настолько глупое, что даже живописец каменного века придумал бы что-то поинтереснее. Типа: черный и белый цвета — это зло и добро, и чтобы две эти сущности нераздельного атрибута Абсолюта сосуществовали в чистом виде, как раз и нужна их, цветов, предельная чистота в простейшей геометрической форме. Уже кое-что.

Но вот сложный. Художнику первобытному и в голову бы не пришло обойтись без красок и предметов — какой смысл вообще что-либо рисовать? Его красками стали цвета глины (жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая), угля, сажи и копоти (черная), предметами — описанные выше. Концептуальная же субстанция современного живописца (картине Малевича чуть более 100 лет) может быть выражена интуитивно, без каких бы то ни предметов, обращенных к внешнему миру. Без палки, без песка, даже без прочерченного ею следа. Даже — без цветовой гаммы. Что черное, что белое — это сокрытие цвета, выводящее сознание зрителя за круг привычного восприятия — вот в этот самый "квадрат". Стоимостью в 60 миллионов долларов. В таких деньгах смысл есть.

Но это сегодняшняя цена рисунка, а не 1929-го года. Малевич пришёл за разрешением посетить выставку в Париже. Сказал, что пойдет пешком, денег на дорогу у него не было. Сорок рублей ему выдали: советская власть поняла: такой дойдет. Но если на своих двоих — товарищ Малевич подорвет ее, власти, авторитет. По возвращении был арестован ОГПУ. Не как французский, а почему-то германский шпион. Но нет, красная "краска" в дело не пошла. Художник умер своей смертью.

Оригинал материала

Читайте также:

Легенда о "черной книге": что спрятал в Сухаревой башне сподвижник Петра I

Кузьма Петров-Водкин: интересные факты из жизни

Советская "Аленка": история шоколада

Самое интересное об Эрмитаже