Найти в Дзене
Призма веры

Едоки картофеля и св. Ода Дева Брабантская

«Едоки картофеля» — первая картина Винсента Ван Гога (до этого он писал исключительно эскизы).

Интересен тот факт, что цвета на картине, в особенности цвет кожи крестьян, по самому замыслу художника, похожи на оттенки цвета пыльной неочищенной картошки, которую они вырастили, выкопали, приготовили — все собственными руками. В этом нет никаких сомнений, достаточно взглянуть на огрубевшие руки этих крестьян. Эта картошка, уже приготовленная, теперь на столе. Руки крестьян их кормят.

С одной стороны может показаться, что это картина в своем роде антропологический этюд о быте крестьян, но при более близком рассмотрении, эта картина приобретает более глубокий смысл. Обратите внимание на то, что крестьянка справа наливает чай фигуре, повернутой к нам спиной. К этой крестьянке с чаем тянется со своей чашкой мужчина, но она, нахмурившись, указывает указательным пальцем на женщину в центре картины, намекая на то, что сначала нужно налить чай ей. В центр картины также указывают вилками и двое крестьян слева, а также чайник справа.

-2

Нужно отметить, что фигура девушки, повернутой к нам спиной, отличается от всех остальных крестьян. Во-первых она стоит, потому что мы не видим спинку стула за ней. Во-вторых, в отличие от всех остальных, на ней нет головного убора. В-третьих, мы не видим что она делает, но по ее позе похоже, что она сложила руки и молится, потому что и лицо ее повернуто к иконе в левом верхнем углу.

Фигура этой девушки находится в самом центре картины по горизонтали, а голова ее находиться прямо в центральной точке картины, на пересечении четырех квадрантов.

Интересен и тот факт, что вокруг головы этой девушки сконцентрирован пар (якобы от картошки, однако от самой картошки никакого пара не идет). Этот пар создает своеобразный нимб вокруг ее головы. Лампа на потолке, находящаяся прямо над ее головой, тоже похожа на нимб. К тому же сама форма лампы напоминает форму фигуры этой девушки, как бы являясь ее метафорическим образом.

Кто же эта женщина? Из всего вышесказанного следует, что эта девушка — святая. А если так, то кто из святых?

Обратимся к истории создания картины. Чтобы создать картину «Едоки картофеля», Винсент Ван Гог переехал в дом своих родителей в городке Нейнен, который находится в провинции Северного Брабанта. Из этого логично предположить, что это святая этого региона. И действительно, при небольшом исследовании можно найти святую Оду Деву Брабантскую с удивительным житием: родом из Шотландии, святая была от рождения слепа, но, по милости Божией, прозрела, во время паломничества из родной Шотландии в Бельгийский город Льеж, куда святым Юбером были перенесены мощи святого Ламберта, дарующие верующим чудесное исцеление. В благодарность за прозрение, святая Ода решила посвятить себя служению Богу. По возвращении в Шотландию, сразу же встал вопрос о замужестве. Святая Ода вынуждена была бежать из родной страны, верная своему решению служить Богу.

Фигура девушки и фигура светильника схожи по форме.
Фигура девушки и фигура светильника схожи по форме.

Странствия святой Оды были долгими. Из Англии она со своей служанкой прибыла во Францию, затем они совершили паломничество в Италию на могилы апостолов Петра и Павла и на место явления Архангела Михаила пастуху на Монте-Горгана в городе Апулии. После этого через Альпы и Ардены они достигли Голландии, надеясь служить Богу в окрестностях Пилланда.

«Тем временем ее искал отец. После долгих скитаний он прибыл в гостиницу в городе Верт. Когда он расплатился по счету, трактирщик заметил, что он расплатился теми же монетами, что и отшельник, живущий в болотах. Отец святой Оды понял, что его дочь должна быть где-то поблизости. Когда он приблизился к ее хижине, на него напали сороки. Как он ни старался, он не смог увидеть свою дочь. Наконец, он вернулся в Шотландию, так и не достигнув своей цели.» [1]

Многие Христианские святые жены стригли свои волосы, чтобы скрыть что они женщины. Будучи изнуренными долгими постами и трудами, они утрачивали свою женственность, и будучи безмолвными, их часто путали с мужчинами.

Возможно и святая Ода тоже остригла свои волосы, и поэтому на картине «Едоки картофеля» Винсента Ван Гога она изображена с короткими волосами.

Под конец жизни Святая жила в хижине рядом с городом Эйндховен в провинции Северного Брабанта. Здесь она преставилась около 726 года.

«Когда она умерла посреди ночи, из ее хижины к небу поднялся яркий свет. Жители подумали, что ее дом горит, и пришли на помощь. Вырыли там могилу для благочестивой девы. Бог сотворил там множество чудес, так что к ее захоронению стали приходить многочисленные паломники. Земля, на которой стояла хижина св. Оды, принадлежала дворянке из Роде. Как только она услышала об этих чудесах, она приказала построить церковь над могилой святой Оды. С течением времени в этом районе, который теперь носит название Св. Оденрода, поселилось гораздо больше людей.» [2]

На иконах святая Ода изображается со свечой в одной руке и птицей в другой.

-4

Интересен и тот факт, что Эйндховен местные жители называют «городом света», так как здесь зародился европейский лампочный бизнес (в этом городе была основана всемирно известная компания Philips).

Важно понимать, как говорит отец Силуан, священник прихода храма свт. Нектария Эгинского в г. Эйндховен, что «Святая Ода – православная святая, я имею в виду, что она жила до Великой Схизмы (раскола между Православной и Католической церковью в 1054 г.). Во-вторых, она местная святая. Она для нас свидетель и представитель нераздельной апостольской Церкви Христовой, которая жила в наших краях, хотя многие греки и русские думают, что все святые - либо греки, либо русские. Ее мощи как храм Духа Святого несут благословение всему приходу и всем тем, кто их почитает.»