Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Welt в статье «Экономические рекорды России в разгар войны» рассказывает, что Россия уже год находится в состоянии рецессии. Но в отличие от предыдущих кризисов, нынешний нетипичен. Некоторые ключевые показатели достигают беспрецедентных рекордных уровней. И всё же трансформация в обычный кризис неминуема. Уровень упоротости: умеренный 🟡
❗️Комментарии немецких читателей к данной публикации будут переведены в отдельном материале.
Автор: Эдуард Штайнер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
Чтобы понять, в каком состоянии находится российская экономика и её сделки с Западом, лучше всего внимательно посмотреть на газовую компанию «Газпром». Эта компания с почти 500 000 сотрудников является одним из крупнейших российских налогоплательщиков. Вряд ли найдётся другая компания из империи Владимира Путина, которая более наглядно демонстрирует устойчивость к поворотам, изгибам и трудностям.
Это и объем экспорта, который в прошлом году упал на 46% в результате того, что Запад отвернулся от российских поставщиков и начал их активно сдерживать. Есть выручка, которая, возможно, достигла рекордных $80 млрд за тот же период, поскольку высокие цены более чем компенсировали низкий объём и уже привели к рекордной прибыли в $34 млрд в первой половине года.
Кроме того, существует затянувшаяся созависимость Европы, где уже бушуют страхи перед следующей зимой, несмотря на то, что сейчас она получает лишь 1/4 импортируемого газа из России. В результате «Газпрому» грозят голодные годы после того, как доходы от экспорта уже упали до $3,4 млрд в январе этого года по сравнению с $6,3 млрд долларов в январе прошлого года.
Хотя такое сочетание само по себе достаточно парадоксально, «Газпром» также демонстрирует аномалию, которой российская экономика не знала в предыдущие кризисные годы и которая делает нынешний кризис столь же уникальным, сколь и озадачивающим: в настоящее время «Газпром» инвестирует больше, чем когда-либо.
В октябре инвестиционная программа была увеличена на 70% по сравнению с октябрём 2021 года. А на 2023 год запланировано увеличение ещё на 30%. Если в «Газпроме» такое развитие событий легко объяснить временной сверхприбылью, то для экономики в целом всё не так просто. Согласно предыдущим оценкам, ВВП в прошлом году сократился на 2,5-3,5%.
Как правило, это показатель того, что инвестиции упадут ещё сильнее, потому что внутренний спрос упал, иностранные компании ушли, а отечественные компании оказались в неопределённой ситуации.
Так происходило и в предыдущие кризисы в России в 2009 (финансовый кризис) и 2015 (первые санкции в результате аннексии Крыма в 2014 году) годах. Если тогда ВВП рухнул на 7,8% и 3,7%, то в первом случае инвестиции удвоились, а во втором - увеличились в четыре раза, свидетельствуют данные Bloomberg.
В прошлом году всё было совсем иначе: несмотря на спад ВВП, инвестиции выросли на 6%, хотя Министерство экономики вскоре после начала войны прогнозировало спад до 20%.
«Рецессия в России не похожа на все предыдущие», - сказал Александр Исаков, главный экономист по России в Bloomberg. «При обычном спаде больше всего страдают частные инвестиции, а потребление домохозяйств снижается меньше. Но не в этот раз».
Причина нетипичного кризиса заключается главным образом в том, что Россия буквально купалась в деньгах. По подсчётам Центрального банка, чистый отток частного капитала составил в прошлом году колоссальные $250 млрд, что эквивалентно примерно 12% валового внутреннего продукта и является рекордным показателем за всю историю страны.
Лишь непомерное положительное сальдо торгового баланса в размере $280 млрд полностью компенсировало это. Российская таможенная служба сообщила, что стоимость общего товарного экспорта увеличилась на 18% и достигла абсолютного рекордного уровня в $580 млрд.
Доходы только от экспорта нефти и газа, по оценкам Министерства экономики, резко возросли до $337 млрд с $245 млрд в 2021 году, поскольку цены резко выросли, и России удалось перенаправить экспортные потоки из Европы в Азию.
Это создало финансовую основу для увеличения расходов. В значительной степени их подтолкнуло государство, которое в целом вылилось в «рог изобилия» после того, как отказалось от прежнего курса жёсткой экономии и в результате волевого государственного решения забрало у «Газпрома» около $20 млрд в качестве специальных дивидендов.
Государственные расходы выросли на 26%, пишет в своём анализе Олег Вьюгин, экономист и бывший заместитель главы российского Центрального банка: «Дополнительное финансирование составило около ₽5,5 трлн».
Конечно, только часть из них пошла на инвестиции. Но особенно в оборонной промышленности или в строительной отрасли, которая подпитывалась программой государственной поддержки гипотетических кредитов, они были судьбоносными.
Но не только то, что было дополнительно заработано в 2022 военном году благодаря прибыльному экспорту, вдруг стало доступным для инвестиций. «Сами компании, - также отмечает Вьюгин, - уже начали военный год с «жировой подушкой».
Причиной тому стало сильное восстановление экономики после 2020 года, в результате которого к концу 2021 года экономический рост достиг почти 5%. В результате финансовые результаты корпораций превзошли показатели 2020 года в три раза.
Только в третьем квартале 2022 года прибыль начала сокращаться. По данным Центрального банка России, подавляющее большинство компаний в 2022 году либо увеличили свои инвестиции, либо оставили их на прежнем уровне.
Но в какие инвестиции на самом деле пошли деньги? Как говорится в отчёте Центрального банка по этому вопросу, с одной стороны, речь шла об успешном продолжении тех проектов, которые были задуманы и начаты ещё до начала войны.
С другой стороны, речь шла о реструктуризации экономических отношений и технологических процессов, а также о развитии собственного производства государства - что также было инициировано частным сектором - для замещения импорта, необходимость в котором отпала из-за санкций.
В Псковской области, например, на западе России, недалеко от границы с Эстонией, началось строительство завода по производству промышленных батарей, чтобы на четверть сократить долю импорта в этом сегменте.
В центральной российской Чувашии на Волге химический завод начинает производство перекиси водорода, что должно полностью покрыть внутренний спрос. На юге России ведутся работы по созданию кластера по производству тракторов. А под Москвой уже запущены новые заводы по производству гидравлического оборудования и лекарств.
Эти проекты объединяет то, что они рассматриваются в первую очередь как ответ на новые условия, чтобы компенсировать сокращение импорта. Центральный банк говорит об «обратной индустриализации».
На горнодобывающую промышленность, традиционно занимающую важное место в инвестициях, в прошлом году вновь пришлось более пятой части инвестиций. Много денег было также вложено в логистику, поскольку из-за санкций пришлось перенаправить поток товаров - с запада на юг и восток.
Это также влияет на нефтяную промышленность и газовый гигант «Газпром», чья новая инвестиционная программа направлена на строительство новых центров добычи в Восточной Сибири и газопроводов для внутренней транспортировки и экспорта. Кремль требует от корпорации построить 24 000 километров новых газопроводов, чтобы к 2025 году обеспечить газом 538 000 домов и квартир в России.
В дальнейшем все эти тенденции 2022 года не изменят того факта, что аномальный кризис, отмеченный мобилизацией избытка денег, скорее всего, превратится в этом году в обычный кризис, считают многие экономисты.
Олег Ицхоки, российский экономист из Калифорнийского университета, пишет в своём анализе, что из-за падения экспортных доходов дефицит бюджета станет хроническим, а рубль обесценится, что также ударит по внутреннему спросу. И тенденция в области инвестиций также изменится на противоположную.
@Mecklenburger_Petersburger
Мекленбургский Петербуржец в: