Найти тему
Ник. Бельков

Заменим импортные песни и слова на свои родные и блатные

Только в России блатные песни стали частью шоу-бизнеса, имеющего миллионы поклонников. Кто-то из думцев жаловался, что от засилья "шансона" нет спасения даже в Госдуме. Если в обед спуститься в думскую столовую, то там тебя встретят песней о Мурке.

Михаил Круг

Простые люди потеряли доверие к грамотной речи, а образованные говорят на "их языке" и понижают планку культурных запросов, самое наглядное подтверждение, хиты кинопроката и фильмы, получившие господдержку. Единственным доступным всем слоям российского общества языком общения становится понятийный аппарат криминального мира.

Россия поражена «вирусом шансона», который поглотил тело России, как раковая опухоль, чему на протяжении сотни и более лет способствовали и наши писатели, философы, политики-популисты, экономисты, всех их можно судить за стимулирование разложения российского общества.

-2

Александр Новиков

Давно известно, что в России существуют два народа, это все россияне, граждане, имеющие свою позитивную программу на активную жизнь в России, и темная безликая масса, которая в любой момент может проломить тонкую корку льда цивилизации, превратив все в хаос.

Доминирование культа силы вынуждает каждого человека, либо считаться с ней, заимствуя основные модели поведения, либо расставаться с частью своего жизненного пространства, либо эмигрировать.

Вероятно, именно поэтому "эмиграция" становится ключевым словом в сегодняшней России. За последние десятилетия доля россиян, желающих эмигрировать, выросла. Наибольший эмиграционный потенциал у молодых людей до 25 лет, высокообразованных респондентов до тридцати процентов. Не имеют желания покидать родину пожилые почти девяносто процентов и малообразованные чуть больше восьмидесяти пяти процентов сограждан.

Деградация человеческого капитала с каждым годом будет ощущаться все острее. В России более пятнадцати процентов населения имеют высшее образование, а среди выезжающих, их свыше сорока процентов, то есть в их составе гораздо больше квалифицированных, конкурентоспособных граждан.

-3

нас все знают

Но вернемся к шансону, основу которого положил фестиваль «Песни наших улиц и дворов». Где артист Александр Новиков со сборником песен «Вези меня извозчик», сам «отмотавший» срок, в своем раннем творчестве использовал образ тюрьмы как метафору полного краха привычного уклада жизни. Его лирический герой из песни «Я вышел родом из еврейского квартала», попав в криминальный водоворот, всеми путями пытается избежать уголовного преследования.

Позже новый герой отечественного шансона Михаил Круг в альбоме «Жиган-лимон» предлагает иную трактовку этого образа. Отныне тюрьма, это неизбежность и желание ЗКа вернуться домой.

Постепенно тюрьма из института наказания в работах русских шансонье превращается в школу жизни.

Эта линия отчетливо прослеживается в творчестве коллектива «Бутырка». В песне «Аттестат» авторы, рассказывая историю трагической школьной любви, приводят персонажа к осознанию, что грядущий срок, это тоже своего рода «школа». Главный прикладной символ веры заключенного в русском шансоне это купола.

-4

Жека

Он кочует из песни в песню и связывает красной нитью и исповедальные произведения, и композиции о быте арестантов. В системе тюремных татуировок церковные купола обозначают количество «ходок», а у отечественных шансонье это способ показать состояние души человека.

Лирический герой Круга, желая увидеть мать, осознает тщетность своих надежд, но даже в миг абсолютного отчаяния не допускает эмоциональной исповеди. В песне «Не плачь» группы «БумеR» персонаж уверен в том, что ниспосланные Всевышним испытания, это гарантия возвращения домой.

"Приблатненному" Стасу Михайлову вручают государственную премию. "Подцыганенная" Елена Ваенга поет в Кремлевском дворце. Возвращение в широкую ротацию "новых шансонье" Вилли Токарева, Михаила Шуфутинского совпало с крахом мечты о построении коммунизма, на смену которому пришел расцвет тотальной коррупции. Похожий образ тюрьмы в своих песнях создает другая звезда отечественного шансона тех лет Петлюра.

Герой композиции «Стена», рифмует в сознании реальную стену тюрьмы и воображаемую преграду, отделяющую его от идеализированного мира, где он «хотел бы щас пройти по всем дорогам, что бродил».

Однако в родном отечестве сделать это герою не под силу. Кульминацией развития образа стала композиция Ивана Кучина «Судьба воровская», где лирического героя арестовывают, но он относится к этому, с должным смирением.

-5

Брянцев

Но, несмотря на сложившуюся религиозную философию, авторы стремятся в первую очередь рассказывать реальные «истории из жизни». Такую формулировку активно использовали создатели радио «Шансон», появившегося в двухтысячном году.

До сих пор эта станция стабильно входит в тройку самых прослушиваемых в стране. Еще один ее лозунг «Музыка вокруг стихов» подтверждает тезис о первичности текста и человеческих историй в этом жанре.

Но такие представления в корне неверны, и современный шансон, это нечто совершенно иное, в основе которого качественная музыка и серьезные тексты. Более того, жанр в какой-то степени является отражением пресловутой загадочной русской души.

В переводе с французского «шансон», просто «песня». Но если во Франции яркими представителями жанра являются Шарль Азнавур и Эдит Пиафф, то шансон российский - это абсолютно разношерстные артисты в области музыки, глубины текстов и своих историй.

Есть блатная музыка, но это не низкопробный дешевый блатняк. Это большой пласт российской культуры, песни, которые поет вся страна, которые пользуются наибольшим спросом в караоке. Например, «Владимирский централ», «Гоп-стоп» знают все в нашей стране.

В лихие 90-е репертуар Ивана Кучина и Михаила Круга был зеркалом того времени. Сейчас жизнь поменялась и, конечно, таких песен уже не пишут, это такая уходящая история, а песни те, наша классика, наше золото.

-6

тоже Круг

Это можно так сказать, серьезный культурный пласт, которым нужно гордиться, поэтому и звучат песни ярких представителей той эпохи, Михаила Круга, Ивана Кучина, Александра Розенбаума, Сергея Наговицына. Можно сказать, что шансон неотделим от нашей песенной культуры. Всем известные «Подмосковные вечера», это музыка, очень близкая к шансону, песня, которую поют на всех языках мира.

Юрий Антонов, легенда советской эстрады, это тоже шансон. У Аллы Пугачевой, особенно в ее раннем творчестве, есть много хитов, которые можно смело отнести к такому лирическому, хорошему эстрадному шансону. «Мне нравится, что вы больны не мною», это же шансон.

Наш современный шансон, наверное, можно отнести к эстраде, но с тем отличием, что все песни жанра наполнены смыслом. Шансон позиционирует себя как музыка для людей с опытом. Будь то любовные переживания, тяжелые жизненные испытания или процесс становления личности.

Качественный шансон сегодня, это не три аккорда и хрипотца, маскирующая отсутствие голоса, что свойственно низкопробному блатняку, это качественная музыка с современными аранжировками и словами с глубоким смыслом. Эту музыку слушают и мужчины, и женщины в равной пропорции.

-7

Трофим

Если возвращаться к теме тюремной лирики, исследования показывают, что большинство слушателей такого шансона имеют высшее образование, это семейные люди, обычный среднестатистический россиянин.

Мы можем с ним встретиться в магазине, на футболе, увидеть его за рулем дорогого авто. Это может быть руководитель, предприниматель или сотрудник правоохранительных органов. Среди последних, кстати, очень много поклонников жанра.

Охотно на слуху сегодня Стас Михайлов, Григорий Лепс, Михаил Бублик, Сергей Любавин, Ярослав Сумишевский, участвующие, в крупных телепроектах на центральном телевидении. Одна из ключевых тем русского шансона, отношения с женщиной.

Наши современники продолжают традиции жанра, в частности Александра Вертинского. Петлюру можно считать главным романтиком русского шансона. В большинстве его композиций есть женский персонаж. Однако крайне редко отношения заканчиваются счастливо. Своего апогея эта линия достигает в песне «Алёшка».

Коллектив «Воровайки» почти в каждой композиции поет о тяжелой женской доле. Большинство их персонажей, девушки, по глупости или по любви попавшие в околокриминальный мир. В историях вроде «Не воровка, не шалава» уже мужчины объявляются источником всех бед.

-8

Денис Майданов

Богородица, пережившая смерть Иисуса, и женщина, ждущая своего сына, одна из ключевых метафорических параллелей русского шансона. Порой об этом прямо говорится в тексте, как, например, в песне «Икона» группы «Бутырка»:

К началу нулевых окончательно сложился набор тем русского шансона, зачастую откровенно консервативных. Это привело к тому, что следующий после нулевых традиционный концерт «Шансон года» прошел не где-нибудь, а в Государственном Кремлевском дворце. И на поддержку со стороны власти авторам жанра тоже было чем ответить.

Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.