Уверена, что каждый из нас в своей жизни сталкивался с «проектами». Этот термин многозначен и имеет специфические особенности в разных сферах жизни, поэтому многие до конца так и не понимают, что такое проектное управление и в чем его ключевое преимущество.
Сложное определение:
Проект — это ограниченное во времени и ресурсах уникальное и целенаправленное преобразование имеющейся системы или создание новой системы.
Основная суть:
В рамках проекта налаживается тесное взаимодействие разных исполнителей для достижения максимального результата, для этого проделывается огромный блок работы по аналитике и первичному исследованию контекста и конкурентов, на основе которого выстраиваются дальнейшие шаги работы. Весь проект реализуется под чутким руководством проектного менеджера, который работает с любыми отклонениями от целевых метрик.
Именно поэтому проекты очень эффективны и результативны, а также имеют гибкий характер, который позволяет быстро адаптировать и масштабировать системы под любые изменения.
Из данного определения можно выделить основные черты проекта:
📌Ограниченность по времени (есть четко очерченные начало и конец)
📌Работают на достижение уникального результата (материального или нематериального)
Как правило, за все время проходит несколько стадий:
1) Инициирование – самое начало, то с чего начинается проект. Выдвижения идеи и подготовка проектных документов, на этой фазе задаются основные рамки;
2) Планирование – определение сроков реализации, основной структура и утверждение базового плана;
3) Исполнение – осуществление проекта в соответствии с базовым планом и всеми требованиями;
4) Завершение – анализ полученных данных и контроль за выполнением поставленных целей.
Почему же проекты сейчас так популярны?💯
Потому что:
П - просто и практично
Р - рабочие инструменты, которые отлично показывают себя на практике
О - оптимальное расходование ресурсов, как денежных, так и временных
Е - единый подход к работе с бизнес-процессами и управлению рисками
К - команда единомышленников, которая горит идеей
Т - темп роста и масштабируемость, так как изначально выстраивается гибкая система
Популярными проекты стали благодаря стартапам, потому что за короткий срок они получили аномально крутые результаты в разных областях, тем самым доказав универсальность и эффективность такого подхода.
Но я решила пойти ещё дальше и рассмотреть жизнь как проект.
Что мне это даёт?
1) кайф от того, что теперь планирую все равнозначно и моя жизнь не делится на «работу» и «дом»;
2) я понимаю, что я делаю и зачем – всё сложилось как пазл;
3) мотивация делать сверх результаты;
4) личная эффективность и саморазвитие;
5) я стала счастливее и начала больше времени уделять себе.
Как научиться управлять проектами?
В настоящее время проекты очень популярны как в бизнес, так и в государственном секторе, поэтому неудивительно, что существует много научных трудов на эту тему, которые я не читаю и никому читать не советую.
Я абсолютно уверена, что каждый дурак может выучить определение, историю развития, механизмы и практики различных управленческих проектных школ, но теория в этом вопросе – маскировка для плохих менеджеров.
Я читаю только практиков. Только тех, кто своими руками проложил определённый путь и рассказывает о своём опыте. Лучший источник информации – анализ работ конкурентов и коллег.
Пока ты сам не сделаешь минимум 10 проектов, ты не поймешь, что такое проект и с чем его едят.
Чем отличается проектная деятельность от обычной операционной?
В любом растущем бизнесе есть как минимум 2 типа процессов: проектный и операционный. Первый направлен на развитие, а второй – на поддержание и обеспечение деятельности.
Проекты – это сердце и двигатель бизнеса
Операционка – всё остальное
Бизнес может существовать без проектов, также как машина без двигателя: стоять будет, но двигаться вперёд нет.
Если вы чувствуете, что ваш бизнес стоит на месте или даже откатывается назад, значит, у вас проседает проектная составляющая.
Давайте разберем топ-3 причин, почему это может происходить:
1) нет цели и образа будущего – непонятно, к чему стремиться;
2) некомпетентный проектный менеджер, который не понимает, что надо делать для роста;
3) неэффективная команда – парадокс в том, что человек может быть отличным специалистом, но не уметь работать в проектном формате, так как не готов к 300% вовлечённости или не имеет амбиций для изменения.
Не так давно я проводила консультацию для предпринимателя. Его запрос заключался в том, что он понимал, что что-то идëт не так, и перестал кайфовать от своего бизнеса, а рост превратился в спад. Вот, вроде, всё делали так же, но что-то не то.
А дело как раз было просто в том, что он
• во-первых, не понимал, куда он хочет двигать проект. Он не задавал этот тренд
• во-вторых, у него был новый слабый проектный менеджер. С первым, который выстроил ему процессы, они поругались и разошлись, потому что у них не совпадало видение проекта. Пришедший менеджер выполнял поддерживающую функцию, то есть ему нужно было просто делать так, чтобы проект не упал. Вот и команда расслабилась. Сотрудники поняли, что они могут делать меньше, а по оплате получать столько же, вот и сели, грубо говоря, на своё злачное место. Да и в целом не было организовано проектным менеджером среды для генерации инициатив.
И, соответственно, более агрессивные конкуренты в этой нише начали переманивать аудиторию к себе.
На консультации мы:
• Разобрали его ситуацию;
• Прописали план на его проект широкими мазками;
• Составили структуру концепции развития его проекта
• Определили дальнейший план действий
• Я дала ему рекомендации по управлению командой и чек-лист по найму проектного менеджера
Поделюсь чек-листом в своëм Телеграм-канале:
https://t.me/life_like_project