В ЕС начали хватать суда по подозрению в перевозке российской нефти. Это ещё один чувствительный удар по стабильности... Нет, не России, а мировой торговли энергоресурсами.
Албанская полиция задержала танкер под флагом Либерии, который, по словам властей, перевозил российскую нефть в нарушение санкций, введенных Евросоюзом и США.
Танкер, как отмечают европейские СМИ, был задержан 20 февраля в порту Дуррес на Адриатическом побережье Западной Албании, втором по величине порту страны.
Примечательно, что судно вышло из Азербайджана и, как считается, было загружено нефтью с другого судна в греческом порту Каламата.
Как утверждает полиция Албании, поводом для задержания стало то, что груз перевозился без надлежащей документации — вероятно, без страховки. 22 члена экипажа тоже задержаны.
Начало системной политики?
Эмбарго на перевозку нефти и нефтепродуктов из России морем вступило в силу в начале февраля. Дизельное топливо, продаваемое по более высокой цене, чем установленный ЕС и США «ценовой потолок», запрещено поставлять морским путем в третьи страны. Запрещено также страховать такие грузы — при этом более 95% компаний-страховщиков находятся на территории ЕС и Британии.
Задержанный в Албании груз — не первый, у которого возникли проблемы.
11 февраля стало известно, что судно Maersk Magellan под флагом Сингапура с грузом дизельного топлива не было допущено в испанский порт Таррагона. Министерство транспорта Испании сообщило, что нефть на Maersk Magellan была загружена с танкера Elephant возле Гибралтара, а на Elephant нефть попала «с танкера Nobel под флагом Камеруна, который до 1 июля 2022 года плавал под российским флагом».
В ведомстве пояснили, что решение о блокировке танкера было принято в соответствии с правилами ЕС, которые запрещают заходить в порты судам, зарегистрированным под российским флагом после 16 апреля, или менять флаг с российского после 24 февраля 2022 года.
Юристы против пиратов
По данным, которые опубликовали европейские СМИ, видно, что в перевалке нефти может участвовать несколько судов под разными флагами. Это ставит вопросы как об эффективности перехвата таких судов, так и о «ложных срабатываниях». В результате последних будут задерживаться вообще не связанные с Россией суда, а собственники груза и судовладельцы получат серьезные финансовые издержки.
Если практика пиратских — а как их ещё назвать? — захватов судов с грузом продолжится, то у такой политики наверняка будут последствия. В частности, нет сомнений, что ЕС столкнётся с резким ростом числа исков от частных компаний, терпящих убытки из-за действий Брюсселя.
Мировая торговля нефтепродуктами, в том числе связанный с Москвой крупный сегмент, приносила прибыль не только бюджету РФ. Это и крупные компании-перевозчики, и сам Евросоюз, сторонними путями получающий наше топливо по низким ценам.
При этом значительная часть российских по происхождению нефти и нефтепродуктов всё равно будет поступать в ЕС через ряд индийских или китайских прокси. То есть Россия продолжит получать экспортную прибыль.
Наверное, определённый дисконт на российскую нефть сохранится, и мы будем получать меньше денег, чем могли бы. Но, как учат законы западного рынка, в конечном итоге издержки ложатся на потребителя.
Кроме судебных исков, ЕС столкнётся и с удорожанием топлива. Потому что везти его хоть из США, хоть с Ближнего Востока, хоть из Индии — однозначно дороже, чем из Новороссийска или Усть-Луги.
И кто даст гарантию, что флаг, скажем, Сербии не перепутают с флагом России? Контрабанда тоже станет дороже, ведь придётся закладывать риски в стоимость товара.
Перед нами — очередной удар по стабильности мировой торговли энергоресурсами. Причём Китай свою нефть получит без проблем. В отличие от Евросоюза.
Директор Института РУССТРАТ Елена Панина