Найти тему
Ионова Ирина

Анализ текста "Выход в город" Noize MC

Оглавление

"Выход в город" - это антиутопия.

За невинной метафорой птиц, живущих в метро, скрывается подробное описание угнетающего, бесперспективного общества. Птицы - это собирательный образ лирического героя.

Текст песни делится на явные смысловые части. Почти все четверостишия повторяются, поэтому сложно выделить куплеты и припевы. Но даже одинаковые строчки могут нести разный смысл.

1. Вводная часть - про людей, а не про птиц

Назовем первую часть текста припевом, для удобства. История про птиц начнётся позже, а пока это про людей, которые "живут птицами в метро". Дословно эта метафора означает "жить, как птицы в метро". А как именно?

Жить птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
Биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком
Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле

Постулаты людей - "птиц в метро":

  • "Чирикать в вестибюле, в тоннелях гнёзда вить", то есть быть как все, жить в одинаково плохих условиях, общаться в местах общего скопления, а не тет-а-тет.
  • "Порхать под потолком" - смириться с потолком своих возможностей.
  • "Биться о стекло" - то же, что "биться головой о стену" - ощущать безысходность.
  • "Декабрь от июля не в силах отличить" - не замечать, как сменяются сезоны, потому что каждый день похож на предыдущий.
  • "Знать ещё желтком, что неба нет, солнце - миф и бред, сверху тьма и тлен" - нести в себе установки, заложенные в детстве, и не пытаться их отрефлексировать, даже если они абсурдны.
  • "А здесь мы все в тепле" - находить оправдание такому образу жизни. Это тот же приgев, что будет дальше, но из-за разницы в одном слове его смысл корне меняется.

Задача вводной части - перенести всю эту историю в наш мир.

-2

2. Первый повтор куплета - "О, дивный новый мир!"

Вот здесь уже начинается история от лица птиц, но что важно - только взрослых особей.

Пусть ломают клювы скорлупу
Она уже тесна птенцам
Мы им покажем верный путь
На радиальную с кольца
Мы разовьём их птичий ум
Они не знают ни черта
Мы их научим есть из урн
И указатели читать

Весь куплет - это поучения неокрепшим птенцам в попытке превратить их в полноценных членов птичьего общества.

  • "Пусть ломают клювы скорлупу, она уже тесна птенцам"

Птенцы изначально склонны к свободной жизни. Они ломают, то есть разрушают, уничтожают тот ограниченный мир, в котором их хотели бы видеть родители. Видя это, взрослые птицы не отчаиваются и строят новые ограничения для своих приемников.

  • "Мы им покажем верный путь на радиальную с кольца"

Взрослые птицы считают себя отличными наставниками, давая на выбор кучу вариантов, кем стать. Но при любом из этих вариантов ты остаёшься птицей в метро. Это всё говорит о том, что птичье общество очень консервативно, а взрослые особи - фанатичные приверженцы его идеалогии.

  • "Мы разовьём их птичий ум, они не знают ни черта"

Птичье общество чешет всех по одну гребенку. Птенцы могут быть очень смышлеными, но для взрослых их мнение - это птичий лепет. Всё, чему они могут научиться, это:

  • "Есть из урн", то есть привыкнуть к бедности, и
  • "Указатели читать" - следовать принятым законам, а может даже, "понятиям".

3. Мы научим быть птицами в метро

Следующие строчки повторяют самое начало, но уже в другом контексте. Они сливаются с прошлой частью в одно предложение: "Мы их научим есть из урн и указатели читать"...

Быть птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
И биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком

Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле

Знать, что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле

То же самое взрослые птицы слышали от своих родителей. Они выросли и, ничуть не изменившись, несут это своим детям в их будущее.

Эта часть про то, что взрослые закладывают в головы своих приемников, а не про их личные качества. Теперь строчки: "Знать, что неба нет, солнце миф и бред..." - звучат дважды. Это запугивания, которые повторяют птицы, чтобы отбить у птенцов желание задаваться вопросами о поверхности.

-3

4. Слушай, птенчик, когда тебе говорят

Самая выделяющаяся часть текста - это обращение к птенцу. Её строчки что-то напоминают, хотя образы так далеки от реальности.

Нет лучше места на земле, чем под землёй, не ищи
Желторотый, что ты споришь-то с семьёй? Не пищи
На ветке хочешь посидеть? Так спустись на полотно
Но в облаках там не витай — станешь на рельсах пятном
Сверху — хищники и клетки, настоящий ад
Там птицеедов птицеедки с голоду едят
Там будут рады обновить рацион за твой счёт
Если хочешь, улетай — высидим ещё

За "птичьими" метафорами скрываются основные манипуляции, которыми взрослые люди часто угнетают своих детей, чтобы сделать их "удобными".

  • "Нет лучше места на земле, чем под землёй, не ищи"

Якобы жизнь вокруг прекрасна, всем по нраву, поэтому проблема не в ней, а в тебе. С этой фразы, возможно, начинается любой спор, когда птенец пытается отстоять своё желание жить иначе.

  • "Желторотый, что ты споришь-то с семьёй? Не пищи"

Опять принижение птенца с его мнением и манипуляция на долге уважения к старшим. Также здесь спрятана установка: "Мал ты ещё - за себя решать". Она подавляет самооценку, поэтому постоять за себя в следующий раз будет сложнее.

  • "На ветке хочешь посидеть? Так спустись на полотно, но в облаках там не витай — станешь на рельсах пятном"

В этой фразе есть какое-то издевательство, когда тебе дают что-то сделать и в то же время обещают плохой конец. Эта установка на провал приводит к разрушению веры в свои силы и толковость своих намерений.

  • "Сверху — хищники и клетки, настоящий ад. Там птицеедов птицеедки с голоду едят. Там будут рады обновить рацион за твой счёт"

Опять запугивания, но в этот раз ещё жёстче. Они вселяют дикий страх смерти, который отбивает последнее желание что-то делать. Это настоящая демонизация всего, что есть за пределами птичьей нормы.

  • "Если хочешь, улетай — высидим ещё"

Здесь сразу две сильных манипуляции. Во-первых, банальное: "Делай что хочешь!" - после которого уже ничего не хочешь. Во-вторых, игра на страхе потерять любовь родителей, что для детёныша равно смерти.

5. Грустный финал

Оставшийся текст повторяет вторую и третью части вместе.

Ломают клювы скорлупу
Она уже тесна птенцам
Мы им покажем верный путь
На радиальную с кольца
Мы разовьём их птичий ум
Они не знают ни черта
Мы их научим есть из урн
И указатели читать

Быть птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
И биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком

Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле

Знать, что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле

В конце нет просвета, где птенцы подняли бы головы и вырвались наружу или где появился бы герой и всё изменил.

Текст словно зацикливается, хотя даже музыкальная часть песни имеет большое разнообразие. Его бесконечные повторы создают ощущение, что птичье общество существует уже много поколений и пока не собирается умирать.

Очередные птенцы, которые не видели ничего, кроме такой жизни, впитывают эти убеждения. Они тоже начинают верить, что это оправдано, и всё повторяется.

Новые птицы, новые птенцы...

Остаётся добавить, что строка: "Декабрь от июля не в силах отличить" - может иметь и другой смысл. Из-за своей замкнутой подземной жизни птицы понятия не имеют о том, чем живёт весь остальной мир. Есть ли в нём птицы на поверхности?

Образ птиц в метро очень многослоен, ведь это оксюморон. Существо, которое может облететь весь мир, остаётся под землёй и убеждает себя в том, что это классная идея...

-4

Итог

Подводя итог этому разбору, не исключаю, что в нём есть перегибы и что не всё именно так, как имел в виду автор стихов.

В конце концов, ключевая проблема этой антиутопии - отношения отцов и детей, а не какого-то там общества.

Я это пишу как раз в тот период, когда пытаюсь найти свое место в жизни, в то время как старшее поколение только и делает, что учит жить по правилам "птичьего общества". Эта песня помогает пройти этот этап. А именно: понять, что родители не всегда говорят полезные вещи и что не обязательно быть "желторотым", проглатывая любую пищу.

Текст оригинала выверен до буквы, и метафоры наполняют его воздухом. Поэтому, скорее всего, в нём есть все перечисленные смыслы и даже какие-нибудь другие. Вдобавок у песни необычный ритм, и он стирает границы между четверостишиями, в которых, кстати, очень редкий тип рифмовки.

Аплодирую и снимаю шляпу перед мастерством Ивана Алексеева.