"Выход в город" - это антиутопия.
За невинной метафорой птиц, живущих в метро, скрывается подробное описание угнетающего, бесперспективного общества. Птицы - это собирательный образ лирического героя.
Текст песни делится на явные смысловые части. Почти все четверостишия повторяются, поэтому сложно выделить куплеты и припевы. Но даже одинаковые строчки могут нести разный смысл.
1. Вводная часть - про людей, а не про птиц
Назовем первую часть текста припевом, для удобства. История про птиц начнётся позже, а пока это про людей, которые "живут птицами в метро". Дословно эта метафора означает "жить, как птицы в метро". А как именно?
Жить птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
Биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком
Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле
Постулаты людей - "птиц в метро":
- "Чирикать в вестибюле, в тоннелях гнёзда вить", то есть быть как все, жить в одинаково плохих условиях, общаться в местах общего скопления, а не тет-а-тет.
- "Порхать под потолком" - смириться с потолком своих возможностей.
- "Биться о стекло" - то же, что "биться головой о стену" - ощущать безысходность.
- "Декабрь от июля не в силах отличить" - не замечать, как сменяются сезоны, потому что каждый день похож на предыдущий.
- "Знать ещё желтком, что неба нет, солнце - миф и бред, сверху тьма и тлен" - нести в себе установки, заложенные в детстве, и не пытаться их отрефлексировать, даже если они абсурдны.
- "А здесь мы все в тепле" - находить оправдание такому образу жизни. Это тот же приgев, что будет дальше, но из-за разницы в одном слове его смысл корне меняется.
Задача вводной части - перенести всю эту историю в наш мир.
2. Первый повтор куплета - "О, дивный новый мир!"
Вот здесь уже начинается история от лица птиц, но что важно - только взрослых особей.
Пусть ломают клювы скорлупу
Она уже тесна птенцам
Мы им покажем верный путь
На радиальную с кольца
Мы разовьём их птичий ум
Они не знают ни черта
Мы их научим есть из урн
И указатели читать
Весь куплет - это поучения неокрепшим птенцам в попытке превратить их в полноценных членов птичьего общества.
- "Пусть ломают клювы скорлупу, она уже тесна птенцам"
Птенцы изначально склонны к свободной жизни. Они ломают, то есть разрушают, уничтожают тот ограниченный мир, в котором их хотели бы видеть родители. Видя это, взрослые птицы не отчаиваются и строят новые ограничения для своих приемников.
- "Мы им покажем верный путь на радиальную с кольца"
Взрослые птицы считают себя отличными наставниками, давая на выбор кучу вариантов, кем стать. Но при любом из этих вариантов ты остаёшься птицей в метро. Это всё говорит о том, что птичье общество очень консервативно, а взрослые особи - фанатичные приверженцы его идеалогии.
- "Мы разовьём их птичий ум, они не знают ни черта"
Птичье общество чешет всех по одну гребенку. Птенцы могут быть очень смышлеными, но для взрослых их мнение - это птичий лепет. Всё, чему они могут научиться, это:
- "Есть из урн", то есть привыкнуть к бедности, и
- "Указатели читать" - следовать принятым законам, а может даже, "понятиям".
3. Мы научим быть птицами в метро
Следующие строчки повторяют самое начало, но уже в другом контексте. Они сливаются с прошлой частью в одно предложение: "Мы их научим есть из урн и указатели читать"...
Быть птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
И биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком
Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле
Знать, что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле
То же самое взрослые птицы слышали от своих родителей. Они выросли и, ничуть не изменившись, несут это своим детям в их будущее.
Эта часть про то, что взрослые закладывают в головы своих приемников, а не про их личные качества. Теперь строчки: "Знать, что неба нет, солнце миф и бред..." - звучат дважды. Это запугивания, которые повторяют птицы, чтобы отбить у птенцов желание задаваться вопросами о поверхности.
4. Слушай, птенчик, когда тебе говорят
Самая выделяющаяся часть текста - это обращение к птенцу. Её строчки что-то напоминают, хотя образы так далеки от реальности.
Нет лучше места на земле, чем под землёй, не ищи
Желторотый, что ты споришь-то с семьёй? Не пищи
На ветке хочешь посидеть? Так спустись на полотно
Но в облаках там не витай — станешь на рельсах пятном
Сверху — хищники и клетки, настоящий ад
Там птицеедов птицеедки с голоду едят
Там будут рады обновить рацион за твой счёт
Если хочешь, улетай — высидим ещё
За "птичьими" метафорами скрываются основные манипуляции, которыми взрослые люди часто угнетают своих детей, чтобы сделать их "удобными".
- "Нет лучше места на земле, чем под землёй, не ищи"
Якобы жизнь вокруг прекрасна, всем по нраву, поэтому проблема не в ней, а в тебе. С этой фразы, возможно, начинается любой спор, когда птенец пытается отстоять своё желание жить иначе.
- "Желторотый, что ты споришь-то с семьёй? Не пищи"
Опять принижение птенца с его мнением и манипуляция на долге уважения к старшим. Также здесь спрятана установка: "Мал ты ещё - за себя решать". Она подавляет самооценку, поэтому постоять за себя в следующий раз будет сложнее.
- "На ветке хочешь посидеть? Так спустись на полотно, но в облаках там не витай — станешь на рельсах пятном"
В этой фразе есть какое-то издевательство, когда тебе дают что-то сделать и в то же время обещают плохой конец. Эта установка на провал приводит к разрушению веры в свои силы и толковость своих намерений.
- "Сверху — хищники и клетки, настоящий ад. Там птицеедов птицеедки с голоду едят. Там будут рады обновить рацион за твой счёт"
Опять запугивания, но в этот раз ещё жёстче. Они вселяют дикий страх смерти, который отбивает последнее желание что-то делать. Это настоящая демонизация всего, что есть за пределами птичьей нормы.
- "Если хочешь, улетай — высидим ещё"
Здесь сразу две сильных манипуляции. Во-первых, банальное: "Делай что хочешь!" - после которого уже ничего не хочешь. Во-вторых, игра на страхе потерять любовь родителей, что для детёныша равно смерти.
5. Грустный финал
Оставшийся текст повторяет вторую и третью части вместе.
Ломают клювы скорлупу
Она уже тесна птенцам
Мы им покажем верный путь
На радиальную с кольца
Мы разовьём их птичий ум
Они не знают ни черта
Мы их научим есть из урн
И указатели читать
Быть птицами в метро
Чирикать в вестибюле
В тоннелях гнёзда вить
Порхать под потолком
И биться о стекло
Декабрь от июля
Не в силах отличить
И знать ещё желтком
Что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле
Знать, что неба нет
Солнце — миф и бред
Ведь сверху — тьма и тлен
А здесь мы все в тепле
В конце нет просвета, где птенцы подняли бы головы и вырвались наружу или где появился бы герой и всё изменил.
Текст словно зацикливается, хотя даже музыкальная часть песни имеет большое разнообразие. Его бесконечные повторы создают ощущение, что птичье общество существует уже много поколений и пока не собирается умирать.
Очередные птенцы, которые не видели ничего, кроме такой жизни, впитывают эти убеждения. Они тоже начинают верить, что это оправдано, и всё повторяется.
Новые птицы, новые птенцы...
Остаётся добавить, что строка: "Декабрь от июля не в силах отличить" - может иметь и другой смысл. Из-за своей замкнутой подземной жизни птицы понятия не имеют о том, чем живёт весь остальной мир. Есть ли в нём птицы на поверхности?
Образ птиц в метро очень многослоен, ведь это оксюморон. Существо, которое может облететь весь мир, остаётся под землёй и убеждает себя в том, что это классная идея...
Итог
Подводя итог этому разбору, не исключаю, что в нём есть перегибы и что не всё именно так, как имел в виду автор стихов.
В конце концов, ключевая проблема этой антиутопии - отношения отцов и детей, а не какого-то там общества.
Я это пишу как раз в тот период, когда пытаюсь найти свое место в жизни, в то время как старшее поколение только и делает, что учит жить по правилам "птичьего общества". Эта песня помогает пройти этот этап. А именно: понять, что родители не всегда говорят полезные вещи и что не обязательно быть "желторотым", проглатывая любую пищу.
Текст оригинала выверен до буквы, и метафоры наполняют его воздухом. Поэтому, скорее всего, в нём есть все перечисленные смыслы и даже какие-нибудь другие. Вдобавок у песни необычный ритм, и он стирает границы между четверостишиями, в которых, кстати, очень редкий тип рифмовки.
Аплодирую и снимаю шляпу перед мастерством Ивана Алексеева.