Масленица — праздник очень яркий и живописный. Он захватывал воображение не только русских, но и зарубежных художников. Так, Джон Аткинсон запечатлел традиционные забавы на картине «Катание с гор на Неве» (1792), похожий сюжет с поправкой на город — у Жерара Делабарта на картине «Ледяные горы в Москве на Неглинке во время Масленой недели» (1795). Но, конечно, самые яркие произведения — у российских художников. Кому, как не им, передать дух народного праздника, многовековой традиции встречи весны.
Петербургу повезло — самые известные и масштабные полотна про Масленицу хранятся и экспонируются именно в нашем городе. В Русском музее можно проникнуться духом Масленичной недели, разглядывая эти прекрасные картины.
Борис Кустодиев. Масленица, 1919 г.
Холст, масло. 88 х 106 см
Государственный Русский музей, Мраморный дворец, Коллекция Ржевских. Зал 3
Морозно, солнечно, снежно и многолюдно на улицах города в Масленицу. Лошади катают горожан в расписных санях, у театра ожидают скоморохов, степенные купцы в шубах и толстые нарядные купчихи вышли на людей посмотреть и себя показать. Трактирщики зовут отведать блинов. Вдали сияют золотые маковки церквей, а с колоколен слышен перезвон. Вся эта красочная идиллия создает ощущение праздника.
Василий Суриков. Взятие снежного городка, 1891 г.
Холст, масло. 156 x 282 см
Государственный Русский музей, Михайловский дворец, зал 36
На картине — зимняя забава сибиряков. Встречая весну, они строили снежную крепость, а потом с задором крушили снежные стены.
Константин Маковский. Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 г.
Холст, масло. 215 x 321 см
Государственный Русский музей
Народное гулянье во время Масленицы. На центральной петербургской площади — красочные балаганы, флаги, яркие вывески. В праздничный день здесь собрались горожане разных сословий. За эту картину художник был удостоен звания профессора Академии художеств.
Картину только что отреставрировали в Русском музее при поддержке Газпрома. Шедевр будет представлен в Садовом вестибюле Михайловского дворца.
Борис Кустодиев. Масленица, 1916 г.
Холст; масло. 89 x 190,5 см
Государственный Русский музей, Корпус Бенуа, зал 71
Картина дарит ощущение радости от акварельной нежности рассветного неба и морозной свежести. Катание в расписных санях, разноцветные качели и карусели, ярмарка — сказочная явь народных масленичных гуляний.
Александр Бенуа. Масленица в Петербурге. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка», 1911 г.
Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо, графитный карандаш. 30,2 х 49,4 см
Государственный Русский музей, корпус Бенуа
На картине — масленичное гулянье в Петербурге 1830–1840-х годов. «Меня соблазняла идея изобразить на сцене театра Масленицу, милые балаганы, эту великую утеху моего детства», — говорил художник.