Сегодня благодаря балетным пачкам можно увидеть всю красоту танца, но так было далеко не всегда: от тяжеловесных парчовых костюмов и париков нас отделяет четыре столетия. Когда на сцену пришли женщины, стало очевидно, что пышные юбки и килограммы украшений не только не добавляют грации, но и делают даму неуклюжей. Освобождаться от «оков» пришлось довольно долго.
Придворный балет: медленно и печально
Балет ведёт свою историю с эпохи Ренессанса, а название искусства произошло от итальянского «ballare», что означает «танцевать». Балет долго не был самостоятельным искусством, а представлял собой лишь танцевальный эпизод – выход, прерывающий серьезный жанр – оперу. Неудивительно, что для балета не создавали особых удобных костюмов, а движения сводились лишь к неспешной смене позировок.
На французской земле искусство балета по-настоящему расцвело. В эпоху правления Людовика XIV балетом развлекали королевскую семью и знать, а вместе с танцовщиками выступали и придворные. Среди них был сам Король-солнце, который с юношеских лет выходил на сцену в богато украшенном платье, головном уборе с перьями и туфлях на каблуках.
В то время все танцы в балетах исполняли мужчины. Они выступали в маске, париках и придворном платье из тяжелых тканей со сложными декоративными решениями. Спектакли при дворе Людовика XIV были чрезвычайно дорогими: для украшения костюмов к трагедии «Эсфирь» (1680 год) Король предоставил около 1200 драгоценных камней. Роскошь тяжелых костюмов не обошла и первые балеты, но свободно двигаться в них, как вы понимаете, было затруднительно. Впрочем, от танцовщиков эпохи барокко этого никто пока и не требовал.
Женщины захватывают балет
До 1681 года на сцене блистали исключительно мужчины, а их костюм не закрывал ноги и позволял демонстрировать виртуозность. Мужчины уже тогда исполняли усложненные па, в том числе заноски – скрещивание ног в прыжке. Тем не менее женское начало скоро появилось в балетах: придворный композитор Ж.-Б. Люлли впервые пригласил женщин в свой балет «Торжество Амура». По представлениям того времени, танцовщицы должны были лишь очаровывать публику, а не удивлять ловкостью ног. На фоне женских танцев мужские па смотрелись куда более выигрышно, что не могло не задевать женщин. Дамы жаждали изменить положение дел, и вскоре благодаря их находчивости произошла настоящая «революция» не только балетного костюма, но и техники женского танца в целом.
Вызов Мари Камарго
Прабабушкой балетной пачки была тяжелая юбка, состоявшая из бесчисленных слоев ткани и жесткого каркаса. Тем не менее в начале XVIII века стали появляться более лёгкие костюмы, предназначенные только для сцены. Также не обходилось без бутафории, масок и сложных головных уборов.
Профессия мастера по костюмам в те времена еще не оформилась, поэтому зачастую артисты были сами себе костюмерами. Много шума наделала в 1726 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго, которая самовольно укоротила юбку, и публика наблюдала в танце… ее щиколотки! Дерзкий поступок нарушил все нормы морали того времени, зато теперь ничто не мешало женщинам демонстрировать мастерство наравне с мужчинами.
В 1734 году еще одной нарушительницей спокойствия стала французская танцовщица Мари Салле. Она появилась на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» в лёгкой газовой тунике, которая совершенно не сковывала движений и позволяла зрителям любоваться ее телом. Публика была в восторге: после выступления танцовщицу забросали кошельками с золотыми монетами.
Балетмейстеры за свободу движения
Заметные изменения женского балетного костюма произошли под влиянием выдающихся хореографов и теоретиков своего времени: англичанина Джона Уивера, австрийца Франца Хильфердинга и француза Ж.-Ж. Новерра. Реформаторы особо отмечали необходимость отказа от тяжелых платьев и туфель на каблуках ради свободы движения, за чем неизбежно должно следовать усложнение техники танца. На свалку истории были отправлены маски и парики, а укороченные юбки танцовщиц утвердились окончательно.
Прогресс в ткацком деле дал возможность еще больше облегчить балетные костюмы: из легких хлопчатобумажных тканей массово начали шить платья, походящие на античную тунику. Появились первые трико – обязательная часть женского костюма, которая обеспечивала свободу движения и прикрывала ноги, что было особенно важно: намёк на телесность в то время был недопустим. Первые трико были вязаными и даже окрашивались в разные цвета, чтобы контрастировать с цветом тела.
Юбка-колокол
В начале XIX века пышные женские костюмы полностью уступили место легким платьям-туникам. Туфли на каблуках сменила обувь с носком прямоугольной формы из шелкового атласа на плоской кожаной подошве, которая завязывалась на щиколотках с помощью лент. Новшества привнесла и закрепила на сцене выдающаяся французская балерина Мария Тальони, которая в 1832 году в балете «Сильфида» изобразила легкость неземного существа, станцевав на кончиках пальцев в пышной юбке.
Функциональный костюм и туфельки с гибкой подошвой дали женщинам долгожданную свободу движений на сцене. В конце XIX века женский балетный костюм уже больше напоминает современный: открытый верх на тонких бретелях, юбка с подчеркнутой линией талии открывает ноги чуть выше колена. В России такая юбка стала называться пачкой.
XX–XXI век: ничего не скрыть
К середине XX века плоская круглая юбка полностью открыла ноги балерины. В этот период юбка балетной пачки была довольно короткой, а в начале XXI есть тенденция к увеличению длины. В 40-50-е годы дизайн пачек был скромным, но со временем украшений на лифе и юбке становилось всё больше. Сегодня художники по костюмам создают пачки удивительной красоты. Эволюцию пачки в XX веке можно проследить по сохранившимся костюмам выдающихся балерин:
На одну такую юбку уходит и более 15 метров фатина и несколько дней работы мастера. О том, как шьется современная балетная пачка-«тарелка», можно подробнее прочитать в статье с комментариями мастера: