Найти в Дзене

Там, где закалялась сталь: музей Н.А. Островского

Все фото автора.
Все фото автора.

Дом номер 14 по улице Тверской. "Храмом искусства" он был в 1820-х, "дворцом гастрономического изобилия" - всё ХХ столетие. Я рассказала уже и об одном, и о другом. Сегодня мы отправляемся сюда, чтобы побывать в музее, посвящëнном Жизни - такой, какая она есть, - и Человеку - такому, каким он должен быть.

После того как здание национализировали в 1918-м, верхние его этажи поделили на квартиры. В одну из них (39-ю) в 1935 году въехал писатель Николай Алексеевич Островский с женой.

Фогелер Г.Э. Портрет Н.А. Островского (1936)
Фогелер Г.Э. Портрет Н.А. Островского (1936)

Прикованный к постели тяжёлой болезнью, он прожил здесь последний год своей короткой, 32-летней, жизни. Уже был написан и издан его роман "Как закалялась сталь", уже пришло всесоюзное признание. Знаменитый писатель получил орден Ленина, госпремию и квартиру на улице Горького, 40 (ныне Тверская, 14).

Мемориальные комнаты музея: спальня и гостиная Островского.
Мемориальные комнаты музея: спальня и гостиная Островского.

Переезжал он сюда не умирать, как можно было подумать, а работать над романом «Рождённые бурей». К слову, Островский стал писателем, уже будучи неподвижным и слепым. Девять последних лет своей жизни он не мог самостоятельно передвигаться и постепенно превращался в застывшее изваяние. Не будем касаться целого букета болезней - он увеличивался с каждым годом, делая существование больного просто невыносимым. Просто до своего последнего дня Николай Островский старался не пасть духом и ...жить! "Надо спешить жить!" Помните его знаменитые слова:

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»

Итак, последний год Николай Островский проведёт в квартире старинного особняка на улице Горького. Сам он уже не сможет увидеть это место, но в день переезда просит жену подробно описать каждый уголок квартиры, каждую деталь.

Прихожая квартиры Островских.
Прихожая квартиры Островских.

Последняя жилплощадь писателя, обставленная казëнной мебелью, состояла из трёх комнат (в музее представлены две из них) и кухни. Здесь всё было продумано: температура в его комнате (22-25 градусов) поддерживалась с помощью парового отопления и специально установленных электрических печей. Окна, выходящие на шумную улицу, постоянно были закрыты тяжëлыми шторами, заглушаюшими звуки.

Каждый день Островского был всегда расписан по минутам: встречи с писателями, интервью, работа над романом... А ещё нужно изучить прессу, прослушать столько книг! Ни минуты на ветер - их и так осталось мало. Эти драгоценные минуты - как крупинки в песочных часах - стремительно утекают сквозь неподвижные пальцы.

Он давно не пишет сам. Было время, мог своей рукой водить по строчкам специально изготовленного деревянного транспаранта. Теперь только диктует секретарю. Торопится: только бы успеть! Когда устаëт диктовать, отдыхает, слушая музыку.

Среди личных вещей писателя, хранящихся в музее, есть тот самый транспарант, с помощью которого Островский написал первые страницы романа "Как закалялась сталь".
Среди личных вещей писателя, хранящихся в музее, есть тот самый транспарант, с помощью которого Островский написал первые страницы романа "Как закалялась сталь".

Что видели те, кто приходил в этот дом в 1936-м? Почти то же, что и сейчас. Две комнаты из квартиры Николая Островского сохранились в том же виде. Время будто замерло здесь. И, заглядывая в раскрытые настежь двери, мы переносимся туда, в последний год жизни писателя.

В длинной, вытянутой спальне по правой стене у окна стоит письменный стол, дальше - кожаный диван, книжный шкаф. Слева - кровать, она занимает центральное место и в комнате, и в жизни писателя. Это его рабочее место - письменный стол давно недосягаем.

Стоит закрыть глаза, и увидишь, как Николай Алексеевич лежит, наполовину закрытый пледом. Лежит неподвижно. Кажется, живут одни лишь глаза: широко распахнутые, не потерявшие неподдельный, горячий интерес к действительности.

«Самое опасное для человека не его болезни. Слепота страшна, но и её можно преодолеть. Куда опаснее другое: лень, обыкновенная человеческая лень».

Лень - это точно не про Островского. И отчаяние не про него. Не было времени для отчаяния: надо успеть дописать роман. 15 ноября 1936 г. в квартире Островского состоялось выездное заседание Президиума Союза писателей СССР. Обсуждались "Рождëнные бурей". Вот за этим самым столом:

-7

Автор, конечно, лежал на кровати, которую временно перенесли из спальни. "Скидок" на состояние здоровья выступающие не делали. Решили, что книгу стоит доработать. За месяц Островский это сделал. Успел. А 22 декабря писателя не стало. Первое издание нового романа вышло в день его похорон.

Объявление об открытии музея Н.А. Островского в прихожей мемориальной квартиры.
Объявление об открытии музея Н.А. Островского в прихожей мемориальной квартиры.

Музей имени Н.А. Островского появился в 1940 году: две мемориальные комнатки с небольшой экспозицией. Его основателем и первым директором стала вдова писателя Раиса Порфирьевна. Время шло, и герои прошлого забывались. Наверное, музей, оставайся он в таком виде, мог просто исчезнуть, отпасть за ненадобностью: советское прошлое мало кому было интересно. Но музей начал меняться, расти.

Вот, кстати, одно из недавних пополнений экспозиции, посвящённой писателю: макет "полукомнаты" в Мëртвом переулке, где Островский работал над романом "Как закалялась сталь".

С 1992 года площадь музея увеличилась, здесь теперь работал «Государственный музей - гуманитарный центр «Преодоление» имени Н. А. Островского». Появился зал, посвящëнный салону княгини Волконской - память о прекрасной странице в истории этого дома.

Те две комнатки, где когда-то, в далëких тридцатых "закалялась сталь", сохранились. Но теперь, помимо них, появилась вторая, более важная тема: люди, преодолевшие невозможное и не потерявшие веру в жизнь, жажду жизни.

Вот за этим большим баннером раньше находился зал, посвящённый теме преодоления.
Вот за этим большим баннером раньше находился зал, посвящённый теме преодоления.

Зимой эта часть экспозиции, к сожалению, была закрыта на ремонт. Но я помню тот зал, витрины которого были наполнены невероятными историями людей-героев, которых не сломили тяжелейшие недуги. Здесь висели картины необыкновенных художников: потерявших зрение, лишившихся рук. Здесь хранились кубки травмированных спортсменов. Множество доказательств безграничной любви человека к жизни и веры в себя. Очень хочется рассказать об этом зале в отдельной статье.

Сейчас слово "Преодоление" в названии заменили на "Интеграция". Как сказано на официальном сайте этого учреждения, изменились и задачи: "интеграция культуры в повседневную жизнь москвичей" и "интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество".

Вот так история одного необыкновенного человека вдохновила на создание необыкновенного музейного пространства.

P.S. Полезная информация «Государственный музей — культурный центр „Интеграция“ имени Н. А. Островского»: что находится на Тверской, 14?

  • Музей Николая Островского
  • Городской методический центр по социо-культурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города Москвы
  • "Концерты в темноте"
  • Бизнес-тренинги "Диалоги в темноте"

Все подробности на официальном сайте музея.