Дом номер 14 по улице Тверской. "Храмом искусства" он был в 1820-х, "дворцом гастрономического изобилия" - всё ХХ столетие. Я рассказала уже и об одном, и о другом. Сегодня мы отправляемся сюда, чтобы побывать в музее, посвящëнном Жизни - такой, какая она есть, - и Человеку - такому, каким он должен быть.
После того как здание национализировали в 1918-м, верхние его этажи поделили на квартиры. В одну из них (39-ю) в 1935 году въехал писатель Николай Алексеевич Островский с женой.
Прикованный к постели тяжёлой болезнью, он прожил здесь последний год своей короткой, 32-летней, жизни. Уже был написан и издан его роман "Как закалялась сталь", уже пришло всесоюзное признание. Знаменитый писатель получил орден Ленина, госпремию и квартиру на улице Горького, 40 (ныне Тверская, 14).
Переезжал он сюда не умирать, как можно было подумать, а работать над романом «Рождённые бурей». К слову, Островский стал писателем, уже будучи неподвижным и слепым. Девять последних лет своей жизни он не мог самостоятельно передвигаться и постепенно превращался в застывшее изваяние. Не будем касаться целого букета болезней - он увеличивался с каждым годом, делая существование больного просто невыносимым. Просто до своего последнего дня Николай Островский старался не пасть духом и ...жить! "Надо спешить жить!" Помните его знаменитые слова:
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...»
Итак, последний год Николай Островский проведёт в квартире старинного особняка на улице Горького. Сам он уже не сможет увидеть это место, но в день переезда просит жену подробно описать каждый уголок квартиры, каждую деталь.
Последняя жилплощадь писателя, обставленная казëнной мебелью, состояла из трёх комнат (в музее представлены две из них) и кухни. Здесь всё было продумано: температура в его комнате (22-25 градусов) поддерживалась с помощью парового отопления и специально установленных электрических печей. Окна, выходящие на шумную улицу, постоянно были закрыты тяжëлыми шторами, заглушаюшими звуки.
Каждый день Островского был всегда расписан по минутам: встречи с писателями, интервью, работа над романом... А ещё нужно изучить прессу, прослушать столько книг! Ни минуты на ветер - их и так осталось мало. Эти драгоценные минуты - как крупинки в песочных часах - стремительно утекают сквозь неподвижные пальцы.
Он давно не пишет сам. Было время, мог своей рукой водить по строчкам специально изготовленного деревянного транспаранта. Теперь только диктует секретарю. Торопится: только бы успеть! Когда устаëт диктовать, отдыхает, слушая музыку.
Что видели те, кто приходил в этот дом в 1936-м? Почти то же, что и сейчас. Две комнаты из квартиры Николая Островского сохранились в том же виде. Время будто замерло здесь. И, заглядывая в раскрытые настежь двери, мы переносимся туда, в последний год жизни писателя.
В длинной, вытянутой спальне по правой стене у окна стоит письменный стол, дальше - кожаный диван, книжный шкаф. Слева - кровать, она занимает центральное место и в комнате, и в жизни писателя. Это его рабочее место - письменный стол давно недосягаем.
Стоит закрыть глаза, и увидишь, как Николай Алексеевич лежит, наполовину закрытый пледом. Лежит неподвижно. Кажется, живут одни лишь глаза: широко распахнутые, не потерявшие неподдельный, горячий интерес к действительности.
«Самое опасное для человека не его болезни. Слепота страшна, но и её можно преодолеть. Куда опаснее другое: лень, обыкновенная человеческая лень».
Лень - это точно не про Островского. И отчаяние не про него. Не было времени для отчаяния: надо успеть дописать роман. 15 ноября 1936 г. в квартире Островского состоялось выездное заседание Президиума Союза писателей СССР. Обсуждались "Рождëнные бурей". Вот за этим самым столом:
Автор, конечно, лежал на кровати, которую временно перенесли из спальни. "Скидок" на состояние здоровья выступающие не делали. Решили, что книгу стоит доработать. За месяц Островский это сделал. Успел. А 22 декабря писателя не стало. Первое издание нового романа вышло в день его похорон.
Музей имени Н.А. Островского появился в 1940 году: две мемориальные комнатки с небольшой экспозицией. Его основателем и первым директором стала вдова писателя Раиса Порфирьевна. Время шло, и герои прошлого забывались. Наверное, музей, оставайся он в таком виде, мог просто исчезнуть, отпасть за ненадобностью: советское прошлое мало кому было интересно. Но музей начал меняться, расти.
Вот, кстати, одно из недавних пополнений экспозиции, посвящённой писателю: макет "полукомнаты" в Мëртвом переулке, где Островский работал над романом "Как закалялась сталь".
С 1992 года площадь музея увеличилась, здесь теперь работал «Государственный музей - гуманитарный центр «Преодоление» имени Н. А. Островского». Появился зал, посвящëнный салону княгини Волконской - память о прекрасной странице в истории этого дома.
Те две комнатки, где когда-то, в далëких тридцатых "закалялась сталь", сохранились. Но теперь, помимо них, появилась вторая, более важная тема: люди, преодолевшие невозможное и не потерявшие веру в жизнь, жажду жизни.
Зимой эта часть экспозиции, к сожалению, была закрыта на ремонт. Но я помню тот зал, витрины которого были наполнены невероятными историями людей-героев, которых не сломили тяжелейшие недуги. Здесь висели картины необыкновенных художников: потерявших зрение, лишившихся рук. Здесь хранились кубки травмированных спортсменов. Множество доказательств безграничной любви человека к жизни и веры в себя. Очень хочется рассказать об этом зале в отдельной статье.
Сейчас слово "Преодоление" в названии заменили на "Интеграция". Как сказано на официальном сайте этого учреждения, изменились и задачи: "интеграция культуры в повседневную жизнь москвичей" и "интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество".
Вот так история одного необыкновенного человека вдохновила на создание необыкновенного музейного пространства.
P.S. Полезная информация «Государственный музей — культурный центр „Интеграция“ имени Н. А. Островского»: что находится на Тверской, 14?
- Музей Николая Островского
- Городской методический центр по социо-культурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города Москвы
- "Концерты в темноте"
- Бизнес-тренинги "Диалоги в темноте"
Все подробности на официальном сайте музея.