Зацепила меня киноложь про Шаляпина, поэтому продолжу. А не любо не слушай - читать никого не заставляю.
Одновременно с Шаляпиным в одном и том же Большом Императорском театре служил другой знаменитый артист - Собинов Леонид Витальевич. Абсолютно равновеликие актеры, популярность, мировые знаменитости, европейские гастроли... Разница только в том, что Шаляпин бас, а Собинов тенор. Но вот как люди, по своим человеческим качествам, едва ли не полные противоположности.
Меня заинтересовало, о ком из них стоило бы снять кино в первую очередь. И почему сняли о Шаляпине, почему его "пиарят" (современным языком), а Собинов в тени, о нем почти и не помнит никто.
С чего начать сравнение? Пожалуй, с личной жизни. Собинов, как и Шаляпин, тоже человек "из народа", его отец - ярославский мещанин. Но, в отличие от Шаляпина, он человек образованный, окончил юридический факультет Московского университета и параллельно Музыкально-драматическое училище (будущий ГИТИС).
Нет, я не хочу поставить в вину Шаляпину отсутствие диплома об образовании, допускаю что просто не было такой возможности. Но что мешало Шаляпину заниматься самообразованием уже будучи знаменитостью? Об этом нет ни одного воспоминания его современников. Как бухал по кабакам - об этом говорят, а вот книг Шаляпин не читал, библиотеки не имел (хотя при его возможностях мог бы).
Собинов, так же как и Шаляпин, был женат дважды. Но именно дважды. Он не был двоеженцем в отличие от Шаляпина. Развод и второй брак, всё по-честному.
Собинов, как и Шаляпин, дружил и много общался с писателями. Но... Вот что пишет Иван Бунин: «В Москве говорили, что Шаляпин дружит с писателями в пику Собинову, говорили, что тяга Шаляпина к писателям объясняется вовсе не его любовью к литературе, а желанием слыть «передовым, идейным человеком». Но мне кажется, что Шаляпина тянуло к нам не всегда корыстно».
Вот так вот, не "быть", а "слыть", - очень лестная характеристика. Да и "не всегда корыстно" тоже - не всегда значит только иногда?
Корысть, жадность, жлобство Шаляпина были легендарными, выдающимися настолько, что даже авторы сериала не смогли обойти это стороной, хотя и постарались сгладить. А Собинов? "Его (Собинова) щедрость была легендарной. Ему было свойственно благожелательство к людям", - вспоминает Корней Чуковский (см.фото)
Вот так, у одного легендарная жадность, у другого легендарная щедрость. О ком же надо снять фильм?
Ещё одно яркое отличие, - Собинов был участником Первой мировой войны. Пока Шаляпин кутил по ресторациям и двоеженствовал Собинов родину защищал. (позволил себе поставить его фото не в сценическом костюме, а в военной форме. Сравните с "Портретом Шаляпина в шубе")
Один маленький эпизод, участником которого были оба артиста.
Шаляпин как-то поехал домой после спектакля в сценическом костюме Мефистофеля. Денег у него с собой не было и когда пришла пора расплачиваться он демонически захохотал на всю улицу, напугав этим извозчика. Об этом, как о веселом приключении, рассказывал сам Шаляпин в присутствии Собинова. Однако Леонида Витальевича это не позабавило, он заставил Шаляпина найти извозчика, извиниться, расплатиться, пригласил возничего на спектакль и опекал в течение всего представления.
По-моему, этот эпизод ярко характеризует обоих.
Революция. Собинов, как и Шаляпин, принимал в ней активное участие, - встречался с революционерами (не с большевиками, "шатателей режима" и без них хватало. Вообще, вопреки расхожему мнению, большевики были одной из самых малозначительных революционных организаций), жертвовал деньги. "«Я много почерпнул из беседы с ними (революционерами) и знаю теперь, наверное, что, когда кончится моя артистическая карьера, я уйду к этим людям», - писал он в 1909 году.
Февраль 1917 он приветствовал: "Сегодняшний день — самый счастливый день в моей жизни. Долой цепи, долой угнетателей!" Его видели шествующим в первых рядах демонстрантов: "Отречемся от старого мира!.."
Собинова ВЫБИРАЮТ управляющим Большого театра. Выбирают те же самые люди, которые в это же время отказываются выходить с Шаляпиным на одну сцену обвиняя его в барстве.
Шаляпину трудно? Его лишают баснословных гонораров, приходится петь за ворованную шубу? Авторы сериала именно на это намекают как на основную причину эмиграции. А Собинову легко? "Мы обносились и ободрались до невероятия. Не верится, что я жил когда-то иначе..." - из письма Собинова. Да что там "обносились и ободрались", - у Собинова погибает сын во время Гражданской войны (служил в Белой Армии). Это ли не повод озлобиться?
Я сейчас не про идеологию, не про то, кто прав, кто неправ. Я сейчас о том, что оба они, и Собинов и Шаляпин, хотели революцию, приветствовали её. Получили что хотели. Как оказалось - не вкусно. Шаляпин в этом обвиняет всех кроме себя. Собинов не обвиняет никого - сам что хотел, то и получил. Честный поступок честного человека.
Кстати, в отступление от темы, Шаляпин сбежал от большевиков, Собинов остался (хотя тоже мог бы сбежать - после революции у него было много заграничных гастролей), сотрудничал. Если от большевиков сбежали крысы, а честные порядочные люди остались, то это характеризует уже самих большевиков.
Проводя аналогии в сегодняшний день Собинов - это Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Лановой, Запашный, Цискаридзе, Спиваков, Расторгуев, Чичерина, Пореченков... А Шаляпин - это Улицкая, Хаматова, Пугачева, Данила Козловский, Мария Максакова, Анна Нетребко, Константин Эрнст, Макаревич, Акунин, Слепаков и прочие Моргенштерны.
Вопрос - почему снимают фильм про Шаляпина, а Собинова вовсе пытаются вычеркнуть из истории?
Самый очевидный ответ - они с удовольствием сняли бы фильм о гениальной Пугачевой или Хаматовой, но это уж точно народ не примет. Поэтому нашли исторический аналог этого дерьма и героизируют его.
Давайте будем внимательны. И перед тем как восторгаться гениальностью Шаляпина давайте понимать кто и зачем подсовывает нам в кумиры всякое фуфло вместо достойных и честных людей.