Это тема родилась из переписки с друзьями. И показалась мне важной.
Все началось с вопроса о Полозковой, на который я не знала, что ответить. Сначала один, потом второй, а потом и третий человек стали спрашивать мое мнение о стихах, которые совсем не мои в плане эмоционального отклика. Тем не менее, эти вопросы заставили меня читать, искать и находить у Полозковой что-то стоящее для себя и привели к мысли, что часто наше чтение, точнее выбор книг и авторов, зависит от окружения. И не только в детстве.
Перенесенная любовь
Помню, в детстве я зачитывалась Ж.Верном и М.Ридом, потому что моя подружка, жившая этажом выше, их обожала. И я часто читала за ней. Томами и собраниями сочинений. Жила то под водой, то в прериях, то уединялась на острове, то гнала лошадей во весь опор.
Внимание и любовь к Марине Цветаевой появилась в 10 классе, когда в моей жизни появился новый учитель литературы. Что я тогда творила: скупала и собирала все про Цветаеву – стихи, черновики, прозу, письма, биографии, монографии, отдельные статьи, посвященные ее жизни и творчеству. Читала, учила, подражала… Дошло даже до разговоров во сне: хорошо помню, как однажды мы с ней обсуждали стихи на сортавальском балконе, и она пыталась спрятать от меня свою сигарету.
С первого курса я с головой ушла в Античность. У нас был такой лектор, за которым сложно было не пойти. Гомер зазвучал для меня по-новому. Исчезла вся тяжесть гекзаметра, появилась сила и уравновешенная мощь. Я научилась его читать и слушать – если не путаю, то в исполнении Владимира Самойлова. Научилась видеть античные истоки в других произведениях.
И таких примеров у меня много. Есть человек (возможно, он даже не догадывается об этом), который открыл мне Милана Кундеру и Харуки Мураками. А еще один уже лет 20 «заставляет» меня читать Набокова, то даря мне его лекции по литературе, то спрашивая с меня отзывы – вот вчера появилось обязательство посмотреть «Весну в Фиальте».
Во всех этих книгах я находила милых мне людей, пыталась уловить и понять их взгляды, мысли, чувства. Я уверена, что книги таким образом соединяют людей, даже на серьезном расстоянии – как в пространстве, так и во времени. Наша задача – не рассориться, если вдруг окажется, что вот именно это произведение «не мое».
PS: Всё, пора читать «Весну в Фиальте».