Найти тему
Крымские иZвестия

В крымских школах остаются вакантными более семисот учительских ставок

Систему образования можно назвать одной из самых многозадачных. Вопросы по разным аспектам, которые постоянно встают перед работниками отрасли, варьируются от узких до масштабных: о ремонте школьных зданий, функционировании медпунктов, поставках учебников, обеспечении педагогическими кадрами и многие другие.

На заседании Комитета ГС РК по образованию, науке и молодёжной политике (председатель — Сергей Додонов) начали с отчёта профильного министерства об итогах работы за минувший год и планах на текущий. Первый замминистра Светлана Львова подробно проинформировала депутатов о том, что сделано и что ещё предстоит. В теме «Создание условий для получения качественного образования», в частности, прозвучало: в 2022 году в рамках национальных проектов и реализуемых программ, федеральных, республиканских целевых и адресных, было предусмотрено более 10 млрд рублей. В План капитального ремонта РК вошли 37 объектов (на сумму 1178,30 млн рублей). Субсидиями из федерального бюджета (госпрограмма «Развитие образования») охвачены 14 общеобразовательных организаций, на подходе ещё одиннадцать.

С. Львова перечислила осуществляемые учебные проекты (на них выделено 1,17 млрд рублей): «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», «молодые профессионалы». Согласно предоставленным сведениям, в 2023 году запланирован ввод 29 объектов дошкольного образования на 6260 дополнительных мест и двух школ — на 860. За средства федерального бюджета закуплены 13 школьных автобусов. Подана заявка на приобретение ещё двадцати восьми. В целях получения предпрофессиональных навыков старшеклассники занимаются в аграрных, медицинских, инженерных, медийных, психолого-педагогических классах, в сетевом взаимодействии с крымскими вузами (участвуют 317 классов, более 4 тысяч обучающихся). Девятиклассники выбирают свои направления: «Повар-кондитер», «Слесарное» и «Поварское дело», «Судостроение», «Туризм и краеведение», «Автослесарь», «Диспетчер» и другие. Таким образом одновременно с аттестатом выпускники получают профессиональные свидетельства: рабочего либо служащего. На базе КИПУ им. Ф. Якубова создана Академия предпрофессионального образования, где на данный момент занимаются 1279 ребят из 76 школ.

Второй вопрос, поднятый на заседании, во многом перекликался с первым — о строительстве, капитальных ремонтах, реконструкциях учебных заведений. С. Львова доложила: предусмотрен капремонт 17 объектов на общую сумму 1,293 млрд рублей. Отремонтировано 14 школ (выделено 916 млн руб.). Завершены строительные работы в Первомайском, Симферопольском, Советском, Красногвардейском районах. По восьми объектам заключены контракты с условием — завершить до 1 декабря этого года. Все обязательства выполняются в соответствии с графиком. На строительно-монтажные работы в восьми школах выделено 257,473 млн рублей (в Феодосии, Ялте, Бахчисарайском районе) и ещё на три объекта — 119 млн рублей (в г. Саки и Советском районе). Срок исполнения — середина ноября.

-2

В ходе прений депутаты выступили с замечаниями, касающимися состояния школьных зданий (в Стальновской СОШ Джанкойского района давно требуется ремонт крыши), механизма подвоза учащихся (в некоторых районах не хватает водителей), обучения школьников во вторую смену, когда страдает качество образования, материально-технического оснащения дошкольных учреждений (в детском саду № 3 Черноморского района необходима замена технического оборудования). Участники заседания также говорили о работе школьных пищеблоков, медкабинетов, мероприятиях, планируемых в Год педагога и наставника, приобретении учебников.

Оживлённую дискуссию вызвал вопрос кадрового обеспечения в общеобразовательных учебных заведениях. У этой проблемы есть ещё одна сторона — добрая половина педагогов, которые сегодня преподают в школах, достигла пенсионного возраста. А стало быть, и их ставки в скором времени могут оказаться вакантными.

В этой связи заместитель министра образования, науки и молодёжи Крыма Оксана Красникова рассказала о предпринимаемых мерах для привлечения выпускников вузов, о профессиональной переподготовке и получении дополнительной квалификации «Учитель». И вместе с тем обозначила: «Из того большого количества реально подготовленных специалистов в школу попадают далеко не все: в 2021 году из 3 тысяч человек пришли 142, в прошлом —185». Всего в 2022-м принято на работу 585 учителей.

Кадровая проблема стоит достаточно остро, подчеркнула О. Красникова. «На сегодняшний день в школах 24959 ставок педработников, в детских садах — 7055. По факту заполнено 17376 и 5841 соответственно. Обеспеченность учителями составляет 69%. Большая часть свободных ставок закрывается достаточно серьёзной нагрузкой предметников, но даже при этом на начало февраля — 749 вакансий».

Говоря о комплексной программе действий, замминистра упомянула о возможностях, которые в данной ситуации могут быть использованы: взаимодействие с вузами, переподготовка специалистов по смежным профессиям, заключение целевых договоров, меры дополнительного стимулирования, открытие предпрофессиональных классов (их уже 58) для большей мотивации учащихся. По программе «Земский учитель» за три года принято на работу 102 человека. Регулярно организовываются встречи директоров школ с молодёжью. В высших учебных заведениях расписание занятий составляется таким образом, чтобы у студентов оставалось больше часов для практики в школе. Хотя бы временно они перекрывают потребности в педработниках.

О. Красникова отметила: вопрос обеспечения кадрами поднимался на наблюдательном совете КФУ. Создана рабочая группа. На 20% увеличена норма приёма абитуриентов на педагогические специальности в КИПУ. Замминистра выразила надежду, что «общими усилиями удастся прийти к определённым решениям, которые позволят сдвинуть всю эту историю с мёртвой точки». Участвовавшие в заседании ректор КФУ Андрей Фалалеев и первый проректор КИПУ Анжелика Лучинкина высказали своё видение создавшейся ситуации.

И всё-таки как убедить обучающуюся молодёжь выбирать именно педагогическую стезю? Один из способов — подготовка педагогических кадров «по упрощёнке», то есть по сокращённой программе среднего профессионального образования, заметил С. Додонов. «Обычно, если ты уже в профессии — как правило, остаёшься. Посмотрел, поработал учителем начальных классов, потом захотелось стать предметником и решил продолжить образование».

Председатель Крымского профсоюза работников народного образования и науки Екатерина Волкова в свою очередь предложила рассматривать подобные темы с участием глав муниципалитетов, потому как многое можно решить за счёт местных бюджетов.

Подводя черту, глава комитета ещё раз подчеркнул: «Начинать надо со школьной скамьи, там надо стимулировать детей, замечать, у кого есть способности обучать, объяснять, повести за собой». Он предложил рекомендовать муниципалитетам сделать прогноз по специалистам- предметникам до 2035 года, на десятилетие вперёд: «Это будет целевой заказ на подготовку кадров для наших университетов. Имея такую информацию, университеты смогут выстроить учебные планы быстрейшей профессиональной адаптации, чтобы как можно раньше студенты начинали работать в тех школах, которые их направили. В этом-то и идея дальнейшего развития педагогического образования».

Учитывая, что в Крыму навыки и квалификацию имеют около 8 тысяч педагогов, глава комитета высказался за необходимость установления доплат учителям высшей квалификационной категории.

Во второй части заседания депутаты обсудили итоги работы комитета за минувший год и одобрили план мероприятий на 2023-й, куда по мере необходимости могут вноситься соответствующие предложения, а также согласовали поступившие ходатайства о награждении.

Елена ЗОРИНА.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК