Найти тему

Аутизм. Второй год жизни. Продолжение.

Что Юра умел к 2-м годам?

Самостоятельно одеваться и обуваться, туалетные дела, мыть руки, чистить зубы, пользоваться полотенцем, аккуратно есть за столом, пользоваться салфеткой, пользоваться носовым платком (убили на это пол-года), расчёской, аккуратно складывать одежду (с этим никаких проблем не было вообще)

Странность - практически ничему этому не пришлось учить, ну, кроме носового платка.

Очень плохо обстояли дела с пониманием слова "нельзя". Старшие к году уже понимали, а Юра - нет. Слово "нельзя" заменила отрывистым "нет" - стал воспринимать беспрекословно.

Речь по-прежнему не носила коммуникативный характер. Но при общении с братом сын не выдавал цитаты из новостей, а молча слушал, а иногда даже что-то односложное отвечал.

По-прежнему не выносил обращённую к нему речь. Это касалось меня, папы, бабушек, посторонних на улице.

Так сложилось, что воспитывала детей одна. Папа не потянул. Трое детей, мальчики, у старшего переходный возраст, школа, Андрей в детский сад ещё не ходил и тоже требовал к себе внимание. Юра никаких привилегий среди братьев не имел.

Юрины истерики на пустом месте (как мне тогда казалось) выматывали больше всего. Стоило мне к нему обратиться - сразу начинал орать.

Может это и не правильно, но на какой-то момент я перестала с ним разговаривать. Нет, он всегда был в поле зрения, но я стала обращаться к нему "по делу" и односложно. И климат в семье стал постепенно налаживаться.

Самое тяжёлое - занятия с таким ребёнком. Неговорящим, орущим.

На тот момент я внутренне понимала, что в детский сад он не пойдёт. Никто не будет возиться с ребёнком, который создаёт проблемы. И первые три года были положены на то, чтобы мне и детям было комфортно существовать рядом с Юрой в рамках нашей семьи. Мы приспосабливались к нему и старались не создавать ситуации, которые могли спровоцировать истерики. Научились различать, где истерика по "делу", а где манипуляция. Манипуляции сразу пресекались. Для моих детей это было очень сложно. Им пришлось многому научиться.

Что касается обучения.

Для себя определила, что ментальных нарушений у Юры нет. И изначально, с 1-го года жизни ориентировалась на программу образования в дошкольных учреждениях. У меня, правда, в то время был советский вариант, российский нам папа скачивал. У нас тогда своего компьютера не было.

Занятия были ежедневными, без выходных и праздников, каждое занятие нацелено хоть на мизерный, но результат. Что-то получалось хорошо, что-то не понимал совсем.

Позднее, уже перед школой, от врача услышала, что у аутиста развитие "островное"- что-то понимает, что-то поймёт позднее, что-то никогда не поймёт. Всё зависит от потенциала самого ребёнка.