Пекин, остро нуждающийся в восстановлении своей экономики, хочет наладить отношения с Европой, но изо всех сил пытается создать дистанцию между собой и Москвой, пишет сегодня американская The New York Times.
Главный дипломат Китая Ван И совершил турне по Европе с высокими ставками, защищая интересы своей страны в столкновении с госсекретарем Энтони Блинкеном и подтверждая дружбу Пекина с Россией визитом в Москву.
Но Китай также пытается привлечь европейские страны в стремлении поскорее оживить свою экономику и найти общий язык с некоторыми из самых верных союзников Вашингтона в регионе.
Поездки г-на Вана высвечивают проблему, с которой сталкивается Китай, пытаясь укрепить отношения с Европейским союзом, своим крупнейшим торговым партнером, без отчуждения России, единственной другой крупной державы наряду с Китаем, бросающей вызов американскому глобальному доминированию. Его поездка также обнажила ограничения, связанные с балансированием Пекина — он служит стратегическим спасательным кругом для Москвы, а также претендует на роль нейтрального стороннего наблюдателя в войне, бушующей на пороге Западной Европы.
Г-н Ван пообещал лидерам Франции и Германии, что Пекин хочет “полностью возобновить обмены” и расширить сотрудничество по таким вопросам, как изменение климата и свободная торговля. Он встретился со своим украинским коллегой, пообещав ему, что “Китай не хочет, чтобы кризис затягивался и обострялся”.
После встречи с г-ном Ваном в Москве во вторник главный помощник президента Владимира Путина по вопросам безопасности заявил, что Россия поддерживает Китай по целому ряду вопросов.
“Я хочу подтвердить нашу неизменную поддержку Пекина в вопросах Тайваня, Синьцзяна, Тибета и Гонконга, которые Запад использует для дискредитации Китая”, - сказал Николай Патрушев г-ну Вану, сообщает информационное агентство "Интерфакс".
В качестве еще одного подтверждения тесных связей между странами ожидается, что весной главный лидер Китая Си Цзиньпин посетит Москву с государственным визитом.
Очаровывающее наступление Китая в значительной степени было омрачено обвинениями США в том, что Китай может рассматривать возможность снабжения осажденных российских военных оружием и боеприпасами. Вынужденный отступить, г-н Ван, опытный дипломат, известный своими элегантными костюмами и тонкими бровями, должен был давать заверения и служить мишенью для упреков и предупреждений.
“У меня был разговор с ним, и я выразил нашу серьезную озабоченность по поводу поставок Китаем оружия России и попросил его не делать этого, - заявил журналистам в понедельник главный дипломат Европейского союза Жозеп Боррель Фонтеллес. - Для нас это стало бы красной линией в наших отношениях”.
Поскольку Европа и Соединенные Штаты, опять же, оказывают давление на Пекин, чтобы тот не помогал России в войне, у Китая мало вариантов ответа. Даже когда он в частном порядке пытается успокоить опасения, на публике он стремится выглядеть твердым.
“Это США, а не Китай, постоянно поставляют оружие на поле боя, и США не имеют права отдавать какие-либо приказы Китаю”, - заявил в понедельник представитель Министерства иностранных дел Китая.
Пламенная риторика Китая в защиту своих связей с Россией мало что сделает, чтобы успокоить европейских чиновников. В прошлом Китай повторял российские тезисы о том, что расширение НАТО обусловило вторжение на Украину.
По словам аналитиков, после почти двух лет напряженных отношений, отмеченных санкциями, срывом крупной инвестиционной сделки и изнурительной войной на Украине, европейские лидеры надеялись услышать, что Китай смягчит свой тон и продемонстрирует готовность увеличить дистанцию между собой и Москвой.
Вместо этого г-н Ван прибыл на конференцию по безопасности в Мюнхен и резко усилил словесную войну с Соединенными Штатами из-за инцидента с воздушным шаром-шпионом, назвав реакцию Вашингтона “абсурдной и истеричной”. Г-н Ван также отказался исключать военную конфронтацию из-за Тайваня - самоуправляющегося острова, на который Пекин претендует как на свою территорию.
“Обаятельное наступление Китая на Европу наткнулось на стену в Мюнхене, - сказал Ноа Баркин, специалист по китайско-европейским отношениям из консалтинговой компании Rhodium Group. - На конференции, посвященной трансатлантическому единству по Украине, Ван решил обвинить Соединенные Штаты во всех бедах. Это было эпическое неправильное действие”.
По словам аналитиков, его более широкая стратегия была разработана для того, чтобы апеллировать к чувству независимости Европы. Цель состояла в том, чтобы изобразить усилия Соединенных Штатов по введению ограничений на торговлю с Китаем и заручиться военной поддержкой для обороны Украины как втягивание региона в новую холодную войну.
Европа сопротивлялась тому, чтобы идти в ногу с Соединенными Штатами, отказываясь вносить китайские компании в черный список по соображениям национальной безопасности. Huawei, например, по-прежнему имеет большое присутствие на телекоммуникационном рынке Германии. Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии, выступая на экономическом форуме в январе, сказала, что Европе нужно сосредоточиться на “снижении рисков, а не на разъединении” с Китаем.
Аналитики говорят, что Китай, вероятно, надеялся заручиться поддержкой европейских деловых кругов, которые требовали возвращения на китайский рынок, и использовать опасения по поводу направления конфликта на Украине, который в пятницу отметит свою первую годовщину.
“Китай выдвигает аргумент о том, что войну выиграть невозможно, а Европа становится жертвой стратегии безопасности США”, - сказал Юн Сун, директор китайской программы Центра Стимсона, исследовательского института в Вашингтоне.
Поездка г-на Вана, в ходе которой он посетил Францию, Италию, Германию, Венгрию и Россию, состоялась после нескольких лет напряженных отношений между Европой и Китаем.
Обе стороны столкнулись из-за подавления Пекином свобод в Гонконге, начиная с 2019 года, и решения Европейского союза в 2021 году ввести санкции против китайских чиновников из-за жестокого обращения с мусульманами-уйгурами в Синьцзяне, крайнем западном регионе Китая. Китай ответил санкциями в отношении известных европейских критиков Пекина.
Эта напряженность сорвала крупную экономическую сделку между Китаем и Европейским союзом, которая предоставила бы европейским компаниям в Китае большую правовую защиту и более широкий доступ к рынкам. Сделка была согласована в принципе в 2020 году, но так и не была подписана.
Китай так стремился возродить торговое соглашение с Европой, что его посол в Европейском союзе Фу Конг ранее в этом месяце предложил обеим сторонам одновременно отменить соответствующие санкции. Но напряженность по таким вопросам, как обращение с уйгурами, все еще пронизывает отношения: европейские законодатели и активисты протестовали против запланированной поездки губернатора Синьцзяна в Европу, что вынудило Китай отменить ее.
Аналитики говорят, что не случайно г-н Ван не заехал Брюссель, где находится штаб-квартира Европейского союза, который возглавил противодействие Пекину. За исключением Мюнхена, маршрут г-на Вана не вызвал споров. Его встречи во Франции и Италии касались двух стран, лидеры которых закладывали основу для визита в Пекин. А Венгрия широко известна как ближайший друг Китая в Европейском Союзе.
Г-н Баркин сказал, что сигнал, который г-н Ван хотел направить выбранным направлениям, заключался в том, что “у Китая есть партнеры в Европе в то время, когда он находится под давлением на многих фронтах”.
Но у Пекина мало стимулов пытаться обуздать Москву. Война России на Украине отвлекает ресурсы и внимание Запада от Азии, где Пекин пытается установить свое господство. И, что наиболее важно, Китай, объединившийся с Россией, станет гораздо более серьезным противником для Соединенных Штатов, если две мировые сверхдержавы когда-нибудь столкнутся.
Тем не менее, аналитики говорят, что Китай может преуменьшить значение визита г-на Си в Москву, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение отношений с Западом. Г-н Си мог бы также сначала посетить западноевропейские столицы и даже провести телефонный разговор с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Многое из этого может зависеть от того, какую поддержку, если таковая вообще будет, получит Китай, выступая в качестве посредника в установлении мира. Г-н Ван намекнул, что Пекин вскоре представит план урегулирования войны на Украине.
Скептицизм сопутствует любым подобным планам, а именно потому, что европейские чиновники не верят, что Пекин способен или намерен убедить Москву вывести все свои войска с Украины, что некоторые лидеры считают необходимым условием для любого мирного соглашения.
“Китай хорошо призывает к диалогу, - сказала госпожа Сун. - Это дешево и просто. Трудная часть заключается в том, как выглядит урегулирование и как убедить стороны принять его и реализовать. Это требует знаний, беспристрастности и реального использования влияния".
© Перевод с английского Александра Жабского.