Начало:
https://dzen.ru/b/Y7qTaL7X9ndYr2CO?share_to=link
Предыдущий рассказ:
Введение в «Курс масонства». Сделаем такой подзаголовок для этой публикации. "Но причем здесь Воронихин" - спросите вы? А он очень даже уместен в этом рассказе в связи с тем, что в 1812 г. создал в доме князя А. Н. Голицына, мистика и масона, на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге особый храм в духе первых христиан.
Церковь имеет отношение к теме, хотя и не может считаться масонской. Давайте разбираться.
Шведский дипломат Г. Лагербьелке охарактеризовал Александра I так: «Тонок в политике, как
кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив
как пена морская».
И действительно, не следует воспринимать за чистую монету все, что вам говорят, особенно политики. Это первое.
Второе: несмотря на то, что его сотрудник М. М. Сперанский
приготовил программу преобразования страны к 1810 г., все то главное, что связано с мистикой монарха, а эта мистика в свою очередь связана с реформами, произошло с ним только после взятия Парижа в 1814 г. Помните?
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Далее. Задумавшись после грандиозного военного успеха над судьбами Европы и своей роли в ее устройстве, император пришел к выводу о том, что ему очень удобен масонский, интернациональный и космополитический по своей сути, союз, который давно уже был готов и, кажется, дожидался только его. Александр показательно обратился к западным мистикам, в том числе к И.Г. Юнг и баронессе Ю. Крюденер. К тому времени, и уже достаточно давно, обер-прокурором Синода был князь А. Н. Голицын, религиозность которого все возрастала по мере приближения к середине 1810-х гг.
В 1812 г. в его доме на Фонтанке
была устроена церковь. Архитектура принадлежала А. Воронихину, который задумал перекрытое цилиндрическим сводом с кессонами пространство, освящаемое посредством небольшого окна в потолке. Это означало путь к духовному свету.
Иконостас зодчий решил в виде портика с колоннами ионического ордера. Его исполнили из белого искусственного мрамора с золотом.
Это было произведение ампира и иной вкус, нежели в Казанском соборе. Вкус А. Н. Голицына, покровительства которого теперь искал мастер.
Живопись иконостаса принадлежит В. Боровиковскому. Окончательное завершение деталей, в частности, царских х врат, связано с А. Витбергом и это произошло уже после 1815 г. в тот момент, когда был подписан Акт Священного союза и этот зодчий получил признание своего проекта Храма Христа Спасителя в Москве. А именно в 1816 г.
Первый лист Акта был помещен в центр дверей, украшенных сиянием и облаками.
Сияние исходило от образа св. Троицы в верхней части иконостаса. В середине царских врат располагался терновый венец и потир.
«Мрачный притвор служил символом тьмы павшего человека; он соединялся с церковью лестницей из семи ступеней, в память принятой масонами от древних алхимиков мистической лестницы из свинца, латуни, меди, железа, бронзы, серебра и золота. Такой же скрытый мистический характер был придан Витбергом каждой детали храма. Рядом с ним была устроена личная молельня Голицына. Это были две маленькие комнатки, совершенно темные, с наглухо заложенными окнами, куда не проникал ни один посторонний звук. Посредине стояло подобие гроба, покрытое плащаницей. Молельня освещалась лампадой из красного стекла, сделанной в виде человеческого сердца. Это кровавое сердце казалось раскаленным и жутко светило в темноте. "
Рядом с притвором была устроена ниша для плащаницы (расписана была А. Е. Егоровым).
Туда бежать не надо. Теперь там кафе. Храм закрыт в 1918
Создание храма св. Троицы явно связано с учреждением Библейского общества, первое собрание которого состоялось 11 (23) января 1813 именно в этом доме на Фонтанке, причем председательствовал сам князь. Инициатива создания организации исходила от него и она была одобрена монархом 6 (18) декабря 1812. «Правила Общества» предполагали: «<…> способствование к приведению в России в большее употребление Библий <…> без всяких на оное примечаний и пояснений; <…> обитателям Российского государства доставлять Библии <…> на разных языках, за самые умеренные цены, а бедным без всякой платы; <…> снабжать всякое христианское вероисповедание Библиями тех самых изданий, которые почитаются исправнейшими; доводить Библию до рук азиатских в России народов из магометан и язычников состоящих, каждому равномерно на его языке…». На заседании присутствовали представители всех основных Христианских церквей в России.
Летом того же 1812 года, пораженный трехкратным знаменьем ему девяностого псалма, по совету Голицына Император Александр впервые взялся читать Новый Завет.
Столкновение с Наполеоном, грозившее России катастрофой, но чудесным образом завершившаяся триумфальной победой над Францией, обратило монарха к вере окончательно, но с весьма прагматичным замыслом стать наднациональным монархом Европы, ее лидером. У него возникла идея создания путем объединения разных вероисповеданий в одно универсальное христианство единой европейской нации и наднациональной формы государственности, т.е. европейской империи. В этот самый момент поисков путей исполнения замысла ему на ум и пришло масонство - система всеевропейского братства.
Первым, и главным, шагом в этом направлении стало образование 14(26) сентября 1815 г. Священного Союза, где сформулирована идея союза монархов и народов: «открыть пред лицом вселенной их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единственное средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства».
В манифесте от 25 декабря 1815 г. (6 января 1816-го) Александр указал , что основанием союза являлось правило, «почерпнутое из словес и учения Спасителя Нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить аки братьям не во вражде и злобе, но в мире и любви». Идея превратить его в «единого самодержца», то есть самого Александра и утверждения гегемонии России на континенте.
В этот момент в Александровском парке Царского села началось сооружение трех загадочных сооружений – Белой башни, Арсенала и Шапели. Все вместе, и поодиночке, они выражали идеи Священного союза.
Более подробный театрализованный рассказ в другой публикации на канале:
Присоединение под военно-политическим давлением к Священному Союзу большинства европейских государств, породило у Александра иллюзию возможности принести внутренние российские реалии в Европу, т.е. навязать модель российского абсолютизма, которую он строил в своей многонациональной империи. В этом и заключалась цель наигранного мистицизма монарха. Но к середине 1820-х гг. план рухнул вместе с кончиной самого его инициатора.
Не только Казанский собор, но и крошечный храм, созданный Воронихиным для князя А. Н. Голицына и переделанный впоследствии А. Витбергом, оказался с огромным и амбициозным геополитическим проектом. После кончины "своего графа" Андрей Никифорович искал иных покровителей.
Продолжение будет.