Найти тему
Нескучные финансы

Коэффициент абсолютной ликвидности: зачем нужен предпринимателю и как его рассчитать

Оглавление

Коротко: коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, какую часть краткосрочной задолженности компания может погасить собственными средствами. Показатель отражает платежеспособность бизнеса. Отслеживать его нужно, чтобы не попасть в финансовую зависимость от заёмщиков.

Порой кажется, будто все показатели, коэффициенты и термины созданы лишь для того, чтобы запутать и без того загруженного предпринимателя. Ликвидность, устойчивость, платежеспособность, маржинальность… Мы никому этого не желаем, потому сначала разберемся с терминами.

Активы — это всё то, чем владеет бизнес и что приносит ему доход. Например, дебиторская задолженность, станки, производственные площади.

Ликвидность — это возможность компании быстро продать то, чем обладает компания, по высокой цене, как минимум — не ниже рыночной, чтобы погасить краткосрочные и другие задолженности.

Существуют разные степени ликвидности. Самыми ценными считаются денежные средства, которые сейчас в обороте.

-2
  1. Высоколиквидные. Наиболее ликвидные активы быстро превращаются в деньги, которые сейчас в обороте. Примеры: ценные бумаги, валюта и их эквиваленты.
  2. Активы со средней ликвидностью. Товары и средства, которые можно продать в течение недели по выгодной бизнесу цене. Примеры: товары и сырье.
  3. С медленной ликвидностью. Сумма того, что нужно долго обменивать для получения ликвидных денежных средства. Пример: банковские вложения.
  4. С самой низкой ликвидностью. Как правило, это что-то дорогое и большое. То, что нельзя моментально продать. Ещё и покупатель может сбить цену. Примеры: специфичные станки и недвижимость.

Ликвидность подсвечивает платежеспособность компании и скорость погашения счетов, расчета с поставщиками, оплаты краткосрочных и прочих задолженностей.

Некоторые бизнесы обладают миллиардами, но те прячутся в не очень ликвидных средствах. Таким компаниям может не хватать оборотных средств, и тогда им приходится брать кредиты и займы. Бывают и обратные ситуации, когда почти всё, что имеет компания, — самые ликвидные вещи. Как правило, подобные бизнесы арендуют помещения и оборудование. Например, большинство активов IT-компаний — подписки: от облачных хранилищ до канбан-досок. Тогда как основные статьи расходов — оплата деятельности программистов.

-3

Толик владеет не самыми ликвидными вещами, а Константин наоборот, самыми ликвидными. Однако, такие выводы можно сделать, взглянув на данные бухгалтерского или управленческого баланса.

Получается, что бизнесу лучше обладать самыми ликвидными активами и не покупать ничего габаритного, дорогого и крупного? Нет. Главное правило: они должны приносить организации доход, а не висеть на её шее мертвым грузом. А еще помогать расплачиваться с краткосрочными и долгосрочными обязательствами в срок. Насколько целесообразно владеть теми или иными активами, каждая компания делает расчет самостоятельно. У каждого бизнеса свой баланс.

Термины разобрали, теперь перейдем к коэффициентам.

Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости бизнеса

Коэффициенты рассчитывают при помощи финансовой отчетности. Показатели сами по себе не говорят ничего, но у каждого из них есть норма, в том числе для отрасли. Компании проводят анализ и ориентируются на разные коэффициенты и цифры, но существует шесть основных показателей, которые нужны каждому бизнесу. Сначала объясним значение каждого показателя, а затем посмотрим на формулы расчета.

-4

Нормативные значения для коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости

-5

Собственнику понадобится сверить цифры по бухгалтерскому балансу, чтобы верно рассчитать финансовые показатели.

Предпринимателю понадобятся строки из баланса, который входит в управленческий учет, чтобы посчитать коэффициенты и показатели верно. По управленческим отчетам оценивают результат предприятия в цифрах, наличие материалов на складе, состояния и положения компании на рынке. Мы хотим облегчить жизнь предпринимателей, поэтому создали понятные шаблоны финансовых отчетов с инструкциями для собственников бизнеса. Их можно скачать бесплатно по ссылке →

Зачем коэффициент абсолютной ликвидности предпринимателю

Чтобы не попасть в нездоровую зависимость от заёмщиков. Увы, но тут как с любыми абьюзивными отношениями: все вроде хорошо, а потом бац! — и вскрывается куча проблем. Если анализировать коэффициент абсолютной ликвидности и коэффициент текущей ликвидности, то они подскажут предпринимателю, не находится ли он в денежной зависимости от кредиторов.

Мы не против кредитов. Они нужны, чтобы бизнес масштабировался быстрее, чем если бы копил собственные деньги. Это важно и необходимо, чтобы производство и компании в России быстрее развивались. Но с займами и кредитами можно переборщить: взять столько, что заёмного капитала станет больше, чем собственных средств предприятия.

Первое правило работы с кредитами: считать и проводить анализ показателей, следить за балансом и оставаться в рамках нормы коэффициента.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, может ли компания сейчас провести все расчеты со своими кредиторами. То есть, оплатить имеющиеся долги. Причем именно денежными средствами, которые лежат на её счете. Если да, то бизнес обладает абсолютной ликвидностью. Однако такое встречается редко, и это норма на данный момент. Наиболее частая ситуация, когда компания может погасить значительную часть своих краткосрочных обязательств деньгами, а остальное другими среднеликвидными товарами. Напомним: нормальное состояние коэффициента абсолютной ликвидности является от 0,2 до 0,5. Если величина показателя ниже, это означает, что риски банкротства для предприятия выше обычного. Нужно повышение количества более ликвидных активов: нарастить объем денежных средств и долю активов со средней ликвидностью.

***

Бесплатная диагностика вашего бизнеса

Онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей. Он посмотрит на компанию с точки зрения цифр, проведет её анализ и подсветит проблемные места.

Поможет разобраться в доходах и расходах, сделать расчет коэффициента ликвидности и посмотреть, с какой скоростью окупаются вложения собственника. Финансовый директор поможет построить систему, в которой бизнес будет выполнять свои долгосрочные и краткосрочные обязательства перед клиентами и контрагентами без кассовых разрывов и каких-либо обременительных задолженностей. А ещё проверит, не владеют ли банки вашей компанией.

Финдиректор проведет анализ, какое направление стоит развивать или на каких товарах сосредоточиться. Вот несколько историй из практики, в которых один из финансовых директоров «Нескучных финансов» помог предпринимателю увеличить прибыль его бизнеса:

Заглядывайте на диагностику, чтобы проверить, не утекают ли денежные средства из вашего бизнеса. Записаться можно по ссылке →