Найти тему
«Код будущего»

Уроки информатики в школе: можно ли после них стать программистом?🤷‍♀️

Оглавление

Не секрет, что информационные технологии развиваются стремительными темпами. Успевают ли за такими темпами школьные программы? И что сегодня школьники изучают на уроках информатики? Попробуем разобраться в этих вопросах👇

🤟 Информатика становится популярнее и современнее

В IT отрасли существует серьезный дефицит кадров. По оценке специалистов, ей не хватает около 1 млн. человек. В связи с этим, данной сфере уделяется повышенное внимание, в том числе и в вопросах подготовки будущих айтишников.

Система образования за последние годы существенно трансформировалась:

  • Школы оборудуют современным компьютерным оснащением. Если еще 8 лет назад на 1 компьютер в школе приходилось 12 учащихся, то к 2020 году этот показатель сократился на 50%.
  • С 2021 года ЕГЭ по информатике перешло в цифровой формат. Во всех регионах страны его сдают на компьютерах.
  • В вузах увеличивают количество бюджетных мест на IT-специальностях. В 2022/23 году их стало больше на 532 позиции.

Растет и популярность ЕГЭ по информатике. Этот предмет показывает самый максимальный рост количества участников. За 5 лет число выпускников, сдающих информационные технологии, выросло более, чем на 10%.

❓ Что должны изучать в школе

Перед тем, как выяснять, как преподается информатика в школах и может ли она стать базой для получения будущей профессии, нужно понять, какие требования предъявляются к образовательным результатам по этому предмету.

Согласно образовательным стандартам, изучение дисциплины на базовом уровне способствует:

  • знакомству с алгоритмами;
  • получению навыка создания простых программ, например, сортировки элементов массива;
  • изучению сетевого этикета;
  • пониманию угроз информационной безопасности.

При изучении предмета на углубленном уровне, помимо перечисленных знаний и умений, школьники осваивают навыки обработки массивов информации. Соответственно, на уроках информатики школьники должны получить лишь базовые компетенции.

-2

🎓 От чего зависит качество подготовки

В большинстве случаев качество подготовки по предмету зависит от преподавателя. Стандарты и школьные программы дают большую волю учителю, который сам решает, что и как преподавать. Поэтому уроки информатики сильно отличаются в разных школах.

К сожалению, квалифицированных педагогов, обладающих современными знаниями по этой дисциплине, не так много. В регионах ситуация еще хуже: там предмет часто ведут учителя математики или другие специалисты.

Для частичного решения проблемы в 2018 году был запущен проект «Урок цифры». В рамках него преподаватели могут получить обучающие материалы, созданные ведущими специалистами IT-отрасли, а ученики углубить свои знания и отработать их на тренажерах.

Тем не менее, в процессе преподавания информатики ключевую роль продолжает играть учитель. Он может не иметь опыт профессионального программирования, но должен обладать современными знаниями и вовлекать учащихся в изучение предмета.

👩‍💻 Какие языки программирования изучают в школах

Выбор языка программирования зависит от оснащенности школ и квалификации педагога. В образовательном стандарте предлагаются следующие варианты:

  • Паскаль;
  • Python;
  • Java;
  • С++;
  • С#.

На практике не во всех школах достаточно оборудования для изучения какого-либо из этих языков. Поэтому в учебных заведениях часто изучают простой алгоритмический язык КуМир. Даже на ЕГЭ выпускники могут выбрать его для выполнения задачи на программирование.

Следующим по распространенности в школах идет Паскаль. Это — профессиональный, но давно устаревший язык. На практике его уже не используют и в дальнейшем он школьникам не пригодится.

Изучение языка Паскаль позволяет понять логику написания кода и изучить алгоритмы. Но этого недостаточно для поступления в вуз на IT-специальность. В настоящее время от абитуриентов требуется базовое знание таких языков, как Python, JavaScript, С++, Go.

-3

🤖 Можно ли в школе получить IT-специальность

Несмотря на то, что школьные уроки информатики часто не способны дать ученикам актуальные знания, у школьников есть возможность заложить фундамент для получения IT-специальности. В 2022 году в России стартовал проект «Код будущего», благодаря которому учащиеся 8-11 классов могут выучить любой современный язык программирования.

Участвовать в проекте могут школьники изо всех регионов страны: большинство обучающих курсов проводятся дистанционно. Желающие могут самостоятельно выбрать программу обучения и учебную организацию. Курсы рассчитаны на слушателей разного уровня подготовки, в том числе на начинающих.

Таким образом, дать оценку качеству преподавания информатики в школах трудно. Все образовательные учреждения имеют разный уровень оснащения. Кроме того, наблюдается серьезный дефицит кадров. Но эти вопросы постепенно решаются, а школьники получают дополнительные возможности приобрести актуальные навыки, необходимые для работы в IT.