Найти тему
Свет осознанности

Быть Учеником на пути Духа

Тот, кто решил идти по духовному пути, пути трансформации и изменению себя, необходимо стать учеником. Человек может просто интересоваться какими-либо эзотерическими знаниями, философскими системами, религиями, не делая шагов к сознательному изменению себя. Он может быть последователем какого-либо учения, но это всё может оставаться на уровне размышлений и бесед. Последователь какого-либо учения, не работающий над собой, не применяющий на практике того, о чём он говорит, не меняющий себя, это ещё не ученик.

Человек, которого «коснулся Дух», который почувствовал внутреннюю потребность к изменению, увидел своё несовершенство и решил пойти по пути духовного развития, уже может стать учеником. «Касание Духа» — это некое ощущение, что жизнь — это совсем не то, чем мы привыкли её считать, что есть что-то неизмеримо большее, что стоит за всеми вещами и событиями. Это ощущение внутреннего зова души.

У всех, кто становится учеником, «касание Духа» может происходить по-разному: у кого-то при встрече с учителем, духовным человеком; у кого-то в экстремальных ситуациях, на пороге смерти; у некоторых после приёма каких-либо химических препаратов или веществ природного происхождения; просто на природе или в повседневной жизни в каких-либо обстоятельствах.

Человек чувствует этот зов, чувствует в себе внутреннюю решимость идти по пути духовного развития вперёд и вперёд.

Иногда человек может и не почувствовать такого явного импульса и прийти заниматься в школу йоги, например, чтобы поправить своё здоровье. Прозанимавшись несколько лет и что-то ощутив, он может поменять свои приоритеты и представления о йоге, он уже почувствует, что йога не просто физкультура, захочет меняться и двигаться в другом направлении, в направлении духовного роста, переосмысливая свою практику.

В современном мире йогу в основном считают чем-то вроде физкультуры, фитнеса, приходят, чтобы постройнеть, похудеть, стать более гибкими.

Настоящих учеников мало. Чтобы стать им, необходима определённая внутренняя решимость. Ученик — это состояние Духа. Такой человек начинает искать себе школу, учение, учителя, которым он мог бы довериться. Он уже готов к определённой внутренней работе, внутренне согласен принимать то, что ему говорит учитель. Он воспитывает в себе такие качества, как доверие, терпение, упорство, внимательность, исполнительность, последовательность и другие. Ученик признаёт своё несовершенство.

Последователь, «слушатель», в отличие от ученика, ведёт себя по-другому. Если учитель поведёт себя не так, как бы ему хотелось, не так, как он это себе представлял, то он может легко разочароваться и резко стать не последователем, а даже противником учения и самого учителя. У него нет чёткой цели, нет доверия к учителю, нет желания преодолевать трудности. При первых реальных трудностях он легко может сбежать. Ему комфортно чувствовать себя частью группы людей, где он находит поддержку, взаимопонимание. Это тешит его эго, убеждая его, что он и другие не такие как все, что они занимаются важным делом.

Необходимо, чтобы у человека был учитель, наставник, духовник, который будет указывать ему на его ошибки, наставлять. Очень редко бывает, что человек не нуждается в учителе, это относится к продвинутым духовным сущностям, уже от рождения имеющим очень сильную связь с Духом. При развитии устойчивой связи с Духом можно не иметь учителя. Главный учитель — это Вечный Единый Бог.

Сам человек не всегда может увидеть свои ошибки, легко попасть под действие гордыни, которая очень сильно вуалирует себя, и ему кто-то нужен, кто подскажет со стороны, что с ним что-то не так.

Стать учеником не так просто, потому что надо уменьшить проявление своей гордыни, признать авторитет учителя, признать, что он «выше», что он лучше видит твои проблемы, и довериться ему. На этом этапе уже происходит большая внутренняя работа, главным образом работа со своим эго, которое не так-то легко сдаёт свои позиции.

Задача ученика — изменить свой взгляд на жизнь и на мир. Изменить свой взгляд на мир и себя непросто, ведь надо сделать это не на уровне размышлений, а так, чтобы это стало частью жизни. Непросто это ещё и потому, что на планете очень сильны идеи материализма и со школьной скамьи нам не дают знаний о душе, Духе, о разумности всего сущего.

Главный враг на пути духовного развития — гордыня, чувство собственной важности. Её действие порой незаметно человеку, но она управляет им, заставляет считать себя выше других, обижаться, гневаться, когда что-то идёт не так, как бы хотелось.

Все низкочастотные чувства и реакции, такие как горе, страх, обида, ярость, возмущение, снобизм, гордыня, раздражение, гнев, пренебрежение, ощущение превосходства, жалость и другие, необходимо постепенно брать под контроль. Нужно воспитывать другие чувства и качества, такие как доверие, доброта, открытость, терпение, смирение, любовь, почтение, уважение, доброжелательность и другие.

Ученик должен понять, что его основная задача — это эволюция души. Учиться можно всегда и везде, вся жизнь есть учёба, совершенствование себя на пути восхождения к Духу. Главный учитель сама Жизнь, надо научиться видеть её уроки.

Надо постоянно задавать себя вопросы: для чего я встретился с тем или иным человеком, в чём урок ситуации, чему я должен научиться?

Учиться можно даже у камней и ручья, ведь законы жизни для всего сущего едины.

«Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай всё хорошее и доброе как своё. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудрённых людей. Все вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем» (Морихей Уэсиба).

Раньше люди уходили в скиты, в леса, в горы, чтобы посвятить себя духовному совершенствованию. Теперь другое время, и надо развиваться, находясь в обществе, тем самым помогая развиваться и самому обществу. Не стоит противопоставлять духовное развитие и жизнь в социуме, всё должно быть едино. В социуме человек должен найти своё место, соответствующее своему предназначению.

Человек, относясь к каждому проявлению своей жизни осознанно, может учиться всегда и везде, где бы он ни был. Все жизненные ситуации надо использовать для своего развития, своего блага, находя в них уроки, извлекая из них опыт.