Госдума предпринимает усилия по сохранению русского зыка в свободной от западного влияния форме. И как бы ни спорили русофильствующие представители академического мира и сторонники той точки зрения, что язык — это живое и развивающееся по собственным законам явление, законодатели настроены решительно.
Что будет запрещено
Будет запрещено использовать иностранные заимствования и обсценную лексику (мат). Если с матом уже давно все ясно, то с иностранными словами все сложнее. Мало кто задумывается о том, что иностранные заимствования существуют в языке в связи с культурно-историческими влияниями, имевшими геополитическую основу. Есть ранние заимствования, которые прочно прижились. Кто-то может удивиться тому, что «шапка» пришла к нам из тюрского языка, что во времена князя Владимира не знали слова «собака», оно пришло к нам, скорее всего, из иранской группы языков, а «огурец» — это греческое «аорос», означавшее «неспелый, незрелый».
Ясно, что заменить слово «огурец» нам точно нечем, поэтому ранние заимствования трогать никто не сможет, да и компетенции не у многих хватит. А вот всякого рода «го чилить», «сорян», «комон сенс», «риали», «в аттаче», «где пруфы» теперь будут наказаны по всей строгости закона, который был принят 18 февраля, соответствующие изменения будут внесены в КоАП. Можно понять законодателей, которые, приходя с работы, осознают, что практически не понимают разговоров своих внуков, которые активно используют суржик, родившийся в процессе компьютерной игры.
Особую неприязнь у многих вызывает девелоперская, или связанная с застройкой и помещениями область, где копирайтеры, стараясь быть в тренде, модными, несут рекламные лозунги, в которых есть целые конструкции из кубиков: «хаусы», «клабы», «филды», «виллиджи», «форесты», «гардены», «хиллы», «эстейты», «фудкорты».
Итак, использовать в официальных документах, в информации для потребителей и в сфере образования имеющие русскоязычный аналог иностранные слова запретят.
Деталь
Интересно, что вопрос иногда становится темой для исследования лексикологов. Не всегда удается решить легко, имеет ли слово точный аналог в русском языке. Ну, к примеру, «чилить». Оригинальное английской chill — это о холоде. Потом все переросло в сленг: Bro, chill! — «Успокойся/остынь, чувак!» Русское «чилить» развило еще и оттенок «развлекаться», и с холодом оно уже не так тесно связано.
Что будет за использование заимствований
Если использование иностранных заимствований обнаружат, их автора будут штрафовать. Интересен, в связи с этим аспект авторского права, который, вероятно, будет то и дело возникать, если дойдет до судебных разбирательств. Но пока никто точно не знает, кто и за какие именно слова будет штрафовать. Зато уже примерно понятно, на каких ресурсах и в каких областях использование позднейших заимствований запретили.
Кого будут штрафовать
Штрафовать будут граждан и организации, которые напечатают матерные и заимствованные слова на любых платформах, связанных со сферами рекламы, образования, документооборота, правоведения и подобных. Речь пока идет в первую очередь об официальных ресурсах. Но и не только. Проверена будет информация для потребителей товаров, работ и услуг, сфера образования, государственные и муниципальные информационные системы. Именно в информации для потребителей, как сообщила при рассмотрении законопроекта глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская, отмечается «наибольшее количество случаев безобразного обращения с родным языком».
Можно выдохнуть: бытового общения, переписок и публикаций в соцсетях нововведения не касаются. Однако ругаться матом в публичном пространстве, к которому относятся социальные сети, все-таки нельзя.
Кто будет проверять
Проверять будут федеральные органы власти. Они, согласно документу, должны будут проводить лингвистическую экспертизу текстов проектов нормативных правовых актов, чтобы удостовериться в их соответствии актуальным литературным нормам. Для этого можно привлекать сторонних специалистов и использовать информационные технологии. Скорее всего, первичная, а потом и полная проверка в какой-то момент будет доверена искусственному интеллекту. Кабмину предстоит определить перечень нормативных словарей, справочников и грамматик, а также требования к их составлению. Не исключено, что появится и некий «Словарь цензора», который будет пополняться узусом (лат. usus «применение, обычай, правило»).
Инициатива назревала давно, и если когда-то модный «олбанский» оставил законодателей равнодушными, то в силу своей массовости сфера рекламы справедливо вызывает иногда эмоции от гомерического хохота до возмущения: «Ну как так можно?» Известно, как целые культуры исчезали, смешиваясь. Чем больше проникновение чуждых языковых норм, тем больше меняется сознание человека, его самоидентичность.
Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию в МКА "Карабанов и Партнеры" от адвокатов по гражданским делам.