Группа ветеранов стояла перед зданием районного военкомата, в ожидании начала местного парада Победы и вдруг, один из ветеранов заметил небритого мужчину подозрительной внешности в гражданской одежде, которой заманивал за угол стоявшего неподалёку пожилого ветерана...
Смотрите!
Молодой парень лет пятнадцати, которого мать ласково называла Митькой шёл с вокзала по дороге среди большого поля, возвращаясь с районного центра, куда он уехал, чтобы продать ведро рыбы пойманной им на речке.
Неделю назад мать и сама ездила в район и сходила там к фотографу и тот обещал ей - сделать фото на следующий день, но она не смогла тогда приехать и наказала сыну - зайти за фотокарточкой.
Митька зашёл к фотографу и выкупив фотокарточку, на которой его мать счастливо улыбалась глядя вперёд, затем зашёл в один из магазинов, где уже давно заметил небольшой перочинный ножик, но денег ему тогда не хватило, а теперь - продав рыбу, он вполне мог себе его позволить!
Идя по дороге, он то и дело - вытаскивал его из кармана пиджака и вытаскивая лезвия, щурился от блестящего на солнце металла и представлял - как пойдёт осенью в лес, набрать грибов на зиму...
Но его планам не суждено было сбыться, так как подходя к дому он, с замиранием сердца увидел на дороге много немецких солдат и немецкого офицера входящего в его дом!
Он кинулся к дому и забежав внутрь увидел, как его мать о чём то просит этого офицера а тот, лишь молчит и ходит по комнатам, отталкивая её в сторону...
Митька вскипел и вытащив нож из кармана и открыв одно из лезвий, встал перед матерью и махая ножом перед лицом немца - предупредил его, что бы тот уходил из его дома!
Немец лишь злобно рассмеялся и замахнулся на него, а Митька в сильном волнении - махнул ножом и полоснул немца сначала по лбу, оставив там глубокий порез, а потом и по щеке!
Немец схватился за лицо и посмотрев затем на свою ладонь, со всей силы толкнул Митьку в грудь обеими руками и тот, не в силах устоять на ногах - отлетел к окну и выбив его с громким треском - выпал на улицу, в густую траву!
Из дома раздался громкий и пронзительный крик матери:
- Беги сынок!
- Беги Митька! - но, он заглянул внутрь и увидел, как мать вцепилась в немца, пытающегося достать пистолет из кобуры и тот, держа в другой руке трость с белой рукоятью, перехватил её и ударил мать ручкой трости по голове!
Та упала на пол и схватилась за голову от сильной боли, а немец раздвинув трость и обнажив узкое и длинное как шило лезвие, зловеще улыбнулся и на ломанном русском произнёс, делая резкий выпад вперёд:
- Тросточка с секретом!
Митька похолодел изнутри и сильно испугавшись, кинулся прочь от дома, устремляясь к речке и вдруг услышал позади сухой и резкий щелчок и внезапно почувствовал сильную боль в ноге!
Кое как и прыгая на одной ноге, он добрался до берега у моста через реку и скатившись вниз, укрылся под мостом в густых зарослях лопуха!
Боль нарастала и вскоре он потерял сознание и очнулся от сильного грохота сверху!
Осторожно и морщась от боли, он вылез из-под моста и забравшись повыше - увидел быстро несущиеся по дороге танки с красными звёздами на башнях!
Он допрыгал до обочины и стал махать руками над головой и кричать, но танки неслись мимо поднимая тучи пыли и Митька, в очередной раз потерял сознание и упал!
Очнувшись в очередной раз но, на этот раз от сильной тряски, он увидел склонившееся над ним женское лицо и прошептал:
- Мама?
Женщина улыбнулась и ответила:
- Ошибся ты, парень!
- Лежи тихо, я тебе ногу бинтую!
Митька понял, что он лежит в кузове грузовика и превозмогая боль, резко вскочил на ноги и принялся озираться по сторонам, пытаясь увидеть родную деревню и увидев её, а над ней - языки пламени и густой чёрный дым, снова потерял сознание!
Когда рана зажила, он полный решимости пошёл в военкомат и на медицинской комиссии, глядя на сидевших за длинным столом человека в военной форме и пожилого врача - услышал отказ!
Сжав кулаки и сдерживая слёзы, он подошёл к столу и тихим но, грозным голосом заявил:
- Всё равно, на фронт уйду!
- Они всю мою деревню сожгли и мать...
Стукнув кулаком по столу, он уставился на военного и тот, изменившись в лице от его слов, указал врачу сидящему рядом с ним на какую-то строчку в Митькином листе и тот, поставив подпись, шлёпнул под ней печатью и отдавая ему листок сказал:
- С такой ногой, молодой человек...
- Вам только... в танкисты!
Вернувшись домой после Победы и приехав в родную деревню, вернее на то место, что от неё осталось - Митька, в звании лейтенанта бронетанковых войск, встретил там сидящего на лавочке у дороги старого деда.
Спросив у него - куда разъехались все жители из деревни, он увидел странный взгляд деда и когда тот, показал ему на высокий и широкий памятник напротив, то сердце Митьки сжалось от дурного предчувствия!
Подойдя к нему, он увидел длинный список и понял, что из всей деревни в живых остался только он один!
Подойдя к деду и сев рядом на скамейку, он с минуту помолчал и тихо спросил, опустив голову вниз:
- Как?
Дед рассказал ему, что он сам жил в другой... соседней деревне и шёл сюда в гости к своей сестре, а подойдя ближе увидел - как немцы согнали всех жителей в деревенский клуб и забив досками двери и окна - подошли к нему с канистрами...
Митька резко встал и не дослушав деда, быстро пошёл в сторону вокзала.
Он пошёл работать на местный завод, а через несколько лет он женился и у них родилась дочь, которую назвали Ира. Она затем выросла и вышла замуж, а Митька к тому времени ушёл с завода на пенсию из-за ноги и мирно доживал свои дни...
Когда его дочь повзрослела, он решился рассказать ей о своей матери, потому что стал замечать их сильное сходство и когда дочь его крепко обнимала, он ждал ровно минуту и потом отстраняя её - долго смотрел ей в лицо и ласково шептал:
- Памятка ты моя...
А когда дочь в первый раз спросила - почему он так говорит, Митька рассказал ей о фотокарточке матери, которую он тогда потерял и не знал где, а мать её так и не увидела!
Когда немецкий офицер выстрелил Митьке вдогонку и ранил в ногу, то в дом вбежал немецкий солдат и со встревоженным видом сообщил ему, что к деревне приближаются советские войска!
Офицер приказал - согнать всех жителей в клуб, а затем - поджечь все дома в деревне и зловеще улыбнувшись, приказал роте - быстро уходить из деревни и следовать дальше...
Он делал так в течении двух лет - входя в такие деревни и поджигая их, пока однажды его не вызвали в полевой штаб, где он получил сообщение о том, что его переводят в Берлин за отличную службу!
Когда он вышел и сел в автомобиль, увезший его на аэродром с ожидающим его самолётом, то сообщивший ему эту весть немецкий майор злобно плюнул ему вслед и сказал, обращаясь к сидевшему напротив за столом капитану:
- Его отец постарался!
- Служит в главном штабе полковником и сказал кому надо, рассказав о доблестных "подвигах" своего сынка!
- Тоже мне герой - расправляться с гражданским населением!
- Его бы на передовую... да под советские штыки!
- Посмотрел бы я тогда, на этого "героя"!
Когда советские войска той победной весной вошли в Берлин и тот самый немецкий офицер в панике вбежал в кабинет своего отца полковника, то он с ужасом увидел его откинувшееся в кресле тело и лежащий рядом на полу пистолет!
Неделю он прятался по подвалам, избегая встреч с советскими солдатами и по ночам перебегая от одного дома к другому, пока однажды вечером, он не заметил впереди на тротуаре, бодро шагающего и улыбающегося советского офицера!
Заметавшись в поисках укрытия, он увидел приоткрытое окно на первом этаже дома и ринувшись к нему, стал забираться в дом и нечаянно... уронил стоявший на подоконнике цветочный горшок!
Тот упал на тротуар с громким звуком и разлетелся вдребезги, а немецкий офицер, собираясь бежать в другую комнату, вдруг заметил в углу платяной шкаф с открытыми дверцами и висящую в нём женскую одежду...
Советский офицер в звании капитана шёл по тротуару в хорошем настроении, возвращаясь в расположение своей части из штаба, в котором на торжественном собрании, ему среди многих вручили наградные часы!
Он тогда от сильного волнения не удержал их, принимая из руки генерала и они упали на каменный пол, отчего на стекле циферблата образовалась маленькая трещинка, похожая на галочку и поздравлявший его генерал тогда тут же утешил расстроившегося капитана:
- Не переживай, капитан!
- Зато если потеряешь их, да потом где увидишь, так по этой метке и опознаешь!
Капитан улыбнулся и когда собрание закончилось, он пошёл в свою часть и по пути, то и дело - гордо поглядывал на свою награду на руке, пока не услышал впереди громкий дребезг!
Мгновенно вытащив пистолет из кобуры и прижавшись спиной к стене, он глянул в сторону шума и успел заметить исчезающий в одном из окон на первом этаже чёрный сапог!
Он быстро бросился туда и подбежав к окну - заглянул внутрь, держа пистолет перед собой в вытянутых руках...
- Дёрнешься - не жилец! - грозно выкрикнул он стоявшему к шкафу лицом и к нему спиной немца, в одном исподнем белье и заметив на полу форму немецкого офицера, закинул ногу на подоконник, чтобы влезть внутрь и одновременно не прекращая держать пистолет перед собой!
Закинув ногу на подоконник, он опрокинул стоявший на нём графин с водой и тот опрокинулся, а вода - стала медленно растекаться по подоконнику и когда он встал второй ногой и готовился спрыгнуть вниз, то поскользнулся и стал падать на пол, при этом случайно нажав на курок пистолета!
Немец от испуга тоже грохнулся на пол и наступила тишина!
Патруль состоящий их двух солдат, одного сержанта и офицера - стояли на перекрёстке неподалёку и услышав пистолетный выстрел, быстро определили направление и помчались в ту сторону!
Они подбежали к окну и увидели лежавшего на полу в беспамятстве человека в исподнем белье и стоящего над ним советского капитана!
Тот увидел их и подняв с пола немецкую форму, кинул её в окно вместо объяснений и подойдя к нему - вылез наружу и показав патрульному офицеру свои документы, поправил на руке наградные часы и козырнув патрулю - взял протянутые документы и пошёл дальше по тротуару...
Патруль быстро залез в дом через окно и скрутив немцу руки, выволок его через окно же... на улицу и потащил по тротуару к зданию комендатуры...
Прошло двадцать лет и тот самый капитан с часами в парадной форме, стоял памятным майским утром у здания районного военкомата, в ожидании начала местного парада Победы...
Он стоял один и поодаль от остальных ветеранов, стоящих тут и там небольшими группами и вдруг услышал чей-то голос позади, а когда обернулся - увидел позади небритого мужчину в гражданской одежде и с подозрительной внешностью, который попросил его, пристально глядя ему в глаза:
- Слышь, служивый?
- Можешь помочь?
Показывая за угол здания военкомата он продолжал упрашивать:
- Там человеку... помочь надо!
Капитан пожал плечами и посмотрев на свои часы, медленно пошёл за ним, но их уход за угол не остался незамеченным!
- Смотрите, нашего за угол тащит! - сказал один из ветеранов увидев небритого мужчину, уводящего одного из ветеранов за угол.
Его товарищи, стоявшие кружком возле него, разом обернулись и без лишних слов, поспешили к углу военкомата с решительным видом и нахмурив радостные до этого лица!
Капитан зашёл за угол и увидел стоящего с раскрытой папкой в руках офицера из военкомата, который внимательно смотрел в содержимое папки и молчал и вопросительно посмотрел на приведшего его сюда небритого мужчину, а тот нетерпеливо посмотрел на офицера из военкомата и поторопил его:
- Вот он... давай!
Офицер достал из папки небольшую фотокарточку и протянув её капитану, спросил глядя наконец на него:
- Вы этого офицера, встречали когда-нибудь?
Капитан взял её и узнав на ней, самого себя в... немецкой форме мгновенно побледнел, а небритый мужчина быстро достал из кармана нож и грозно предупредил:
- Дёрнешься - не жилец!
Потом показал на капитана и уже не сдерживаясь и переходя на крик, стал объяснять:
- Он это он, Юрка!
- Я тогда... в Берлине... с подоконника упал и...
- Башкой сильно треснулся об пол, сознание потерял, а он... в мою форму переоделся и мне свои документы подкинул!
Быстро вытирая свободной рукой резко набежавшие слёзы, он стал жаловаться офицеру из военкомата, с которыми они вместе были в детдоме:
- Понимаешь Юрка?
- Я же из-за него... двадцать лет в лагерях!
- А меня... в комендатуру притащили и говорят...
- Ты... шпион немецкий, понимаешь, Юрка?
Ударив себя кулаком в грудь, он заорал ещё сильнее:
- Я, я - шпион?
- Да мне... сам генерал, часы... - тут он вдруг затих и подозрительно глядя на испуганного капитана, резко сорвал у него с руки часы и вглядевшись в стекло циферблата, упал на колени и посмотрев на своего детдомовского товарища со счастливой улыбкой на лице, тихо прошептал:
- Мои, мои... с галочкой!
- Прав был, товарищ генерал...
- Если найду - то по этой отметке и узнаю!
Тут из-за угла вышли ветераны и преградив им путь - потребовали объяснений, но немного подобрели, увидев офицера из военкомата...
Офицер стоял рядом с узенькой дверью в здание и когда он, вместо объяснений стукнул в неё три раза - оттуда выскочили милиционеры и быстро скрутили капитану с часами руки и повели его внутрь!
Ветераны поняли в чём дело, а один из них изменился в лице и долго стоял на месте, пока его не позвали участвовать в параде...
На следующий день, он опираясь на свою трость, пришёл к зданию районной милиции и шаркая по коридору хромающей походкой, вошёл без стука в кабинет начальника милиции и устало опустился на стул...
Тот озабоченно посмотрел на него и протянул ему стакан воды, но ветеран нервно отмахнулся и рассказал ему то, отчего начальник милиции сначала покраснел, потом несколько раз побледнел, а потом схватился за трубку на столе и вызвал к себе дежурного!
Через час, машина с начальником милиции, старым хромым ветераном и двумя милиционерами, а также задержанным вчера капитаном с часами, остановилась возле высокого и широкого памятника, на месте некогда сожжённой деревни...
Но старый ветеран, не пошёл к памятнику, а сильно хромая - пошёл в другую сторону и встав в трёх метрах от дороги, помахал рукой милиционерам и те, быстро пошли к нему, таща под связанные позади руки задержанного вчера капитана с часами...
Его подвели к ветерану и тот, глянув на начальника милиции, попросил его, устало дыша и опираясь на свою трость:
- Погуляй пока, Николай!
Милиционеры отошли к дороге и отвернулись, а старый ветеран наклонил голову к капитану и шепнул ему на ухо то, постучав его сначала пальцем по лбу, а потом проведя по щеке, отчего капитан сильно побледнел:
- Узнал я тебя тогда... у военкомата, по шрамам этим!
- Моя работа!
У капитана вдруг сильно кольнуло в боку, а ветеран тихо шепнул ему на ухо:
- Тросточка... секретом!
- Помнишь, гад?
Быстро вставив обратно в свою трость ручку с... длинным шилом, ветеран отошёл в сторону и показывая на упавшего капитана, подсказал подбежавшим милиционерам:
- Споткнулся и на гвоздь напоролся!
Один из милиционеров явно не поверил ему и подойдя к ветерану вплотную, тихо спросил его, кивая на трость:
- Тебе на заводе сделали?
- Лёшка ведь делал, да?
- Это брат мой младший, сколько раз я его уже предупреждал!
- Чтоб не делал больше никому, а ему всё неймётся!
Ветеран лишь развёл руками и промолчал, а милиционер подошёл к своему начальнику и рассказал о своей догадке!
Ветерана доставили в отделение и закрыли в камере до выяснения обстоятельств, а начальник милиции дождавшись конца рабочего дня, со страхом в сердце медленно пошёл домой и открыв дверь в квартиру, нервно сдёрнул галстук с шеи и увидев вышедшую с кухни жену, тяжело вздохнул...
- Что ты сделал? - громко и пронзительно закричала она, выслушав его рассказ и потребовала, схватив его за одежду и угрожающе глядя ему в глаза:
- Отпусти сейчас же...
- Моего отца, слышишь?
Он понимающе закивал головой, когда она напомнила ему про то, что случилось с её бабушкой и той деревней, в которой она жила вместе с её отцом и когда он стал поспешно собираться обратно на работу, она собралась вместе с ним:
- Ира, ты куда? - удивился он, но его жена молча вышла из дому и пошла в милицию...
Она ждала ровно пять минут и когда её отец вышел на крыльцо милиции в сопровождении её мужа, то она кинулась ему на шею и через минуту, он отстранил её и глядя ей в лицо, ласково прошептал знакомые слова:
- Памятка ты моя!
Его дочь вдруг вспомнила то, о чём давно хотела его просить, да всё забывала и взяв отца под руку - пошла с ним по тротуару домой и спросила:
- Папа, а как тебя... мама в детстве называла?
- Ну, бабушка моя?
Отец не задумался ни на секунду и тепло улыбнувшись, сразу ответил:
- Митька... она меня звала...
Начальник милиции догнал их и отдышавшись, сказал как бы между прочим, взяв жену под руку и с намёком посмотрев на своего тестя:
- А знаете что, Дмитрий Иванович?
- Врач то наш, рану у капитана... то есть - немца этого, осмотрел и говорит, что...
- Видел уже такую!
- И даже гвоздь мне дал... для сравнения...
Отвернув полу пиджака, он быстро показал им длинный гвоздь и опять, как бы между прочим, сказал глядя в сторону:
- Надо будет завтра... туда наведаться, да...
- Обронить его там...
- А то вдруг - проверка из области приедет, да копаться начнёт... в моих делах?
- Милиционера того помните, Дмитрий Петрович?
- Ну, который вам не поверил?
На следующий день, они все втроём поехали к тому памятнику и Митька, показал своей дочери то место, где раньше стоял их дом и показал - где он выпал из окна и как потом бежал...
- А вот здесь, я из окна вылетел... - встав на то место, сказал Митька смотрящим на него дочери и её мужу, начальнику милиции и собираясь повернуться, чтобы показать им - куда он потом побежал, вдруг случайно заметил кое-что в траве...
С трудом нагнувшись и не веря своим заслезившимся глазам, он поднял с земли дрожащими от волнения пальцами пожелтевшую и потрескавшуюся фотокарточку, с которой глядя на него... счастливо улыбалась его мать...
================================================
Вечная память нашим прадедам, дедам и отцам за Великую Победу!!!
Чтобы не пропустить новые публикации - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!!!