В безупречной глади искусственного льда Дворца спорта на набережной Волги в Твери отражается каждый день 40-летней истории города и страны.
Как-то так сложилось, что 40 лет отмечать не принято. И мы не будем. 17 февраля 2023 года на берегу Волги перед Дворцом спорта только мороз и солнце. В день чудесный 40-летия самого шумного здания Твери тишина. Но он жив, он дышит.
Ему уже 40. Общая фраза в таких случаях: его судьба – это судьба города и его жителей. И другая очевидность: судьба эта удивительная, как и само время в контексте исторического периода. От ударной коммунистической стройки до сборного пункта для мобилизованных граждан. От слез понимания причастности к радости и комом стоящей в горле гордости до клинической смерти со всеми ее извилистыми коридорами.
Сегодня он – одинокий старик с присущими возрасту болячками, которого некому поздравить с днем рождения.
Все эти десятилетия Дворец спорта был и остается главной и крупнейшей спортивной ареной Тверской области. Только один факт – за прошедшие 40 лет в Твери не было построено ни одного сопоставимого с «Юбилейным» спортивного объекта. И вероятно не будет, так что «старик» уверенно дотянет до полтинника. И продолжит храбриться и бодриться, принимая у себя не только самые большие соревнования по абсолютно любым видам спорта, но и будет нести статус главной концертной сцены города и единственной площадки для крупных выставок и общественно-политических форумов.
Готовясь к 40-летию, я поговорил с тремя директорами Дворца спорта, спортсменами, болельщиками. Пообщался со своими соседями, которые не сказать, что удивили меня, но подтвердили – каждый из них хоть раз, но бывал в «Юбилейном».
Коммунистическая калининская
17 февраля 1983 года был торжественно открыт Калининский Дворец спорта. Юрий Дмитриевич Шашера стал директором первого спортивного сооружения с искусственным льдом в регионе, именно ему сотрудники треста «Калинингражданстрой» передали символический ключ.
Дворец строили около трех лет. В реальности его открыли еще в конце 1982 года, о чем свидетельствуют кадры кинохроники. Ветераны тверского хоккея подтверждают, что играли на новой площадке еще до открытия. Вовсю работала школа самбо.
О его необходимости для города существуют по крайней мере две версии. Одна из них спортивная – хоккейная команда Министерства обороны СССР, внезапно вернувшаяся в Калинин через добрых десять лет после расставания с ним, оставалась единственной в своей лиге без искусственного льда. Это, понятное дело – безобразие! Вторая версия исключает спортивную составляющую – по мнению, как бы сейчас сказали федерального центра, областной город в эпоху развитого социализма не имел права существовать без ледового Дворца спорта, как, например, и без кукольного театра. И здесь, тоже понятное дело – надо соответствовать!
Так или иначе группа архитекторов Ю. Шварцбрейм, Я. Камкин, И. Заславская, Э. Исаев и еще в большем количестве инженеры, работавшие над проектом, придумали и рассчитали сооружение на берегу Волги. Нарисовали и надо возводить.
По воспоминаниям современников событий, это была общеобластная ударная стройка. Другой такой, пожалуй, найти сложно. Особенно в категории именно спортивных объектов. Клееные деревянные конструкции, составляющие каркас здания, производили в Нелидово и везли в областной центр на доступных в те годы супер-грузовиках. Строительные материалы, метизы и элементы внутренней и внешней отделки изготавливались на заводах Калининской области.
Предприятия и организации города отправляли бригады на строительные работы, не требующие определенной квалификации. Студенты, инженеры, токари и слесари того же вагоностроительного завода и текстильных фабрик, комсомольцы из всех районных подразделений городской организации регулярно убирали строительный мусор, разгружали машины, пилили, носили, перекатывали. «Как на картошку ездили», – улыбается в разговоре Валерий Вавин, бывший директором Дворца спорта с 2001 по 2012 годы.
Спустя всего 40 лет трудно поверить в такое единение сил, ресурсов и возможностей для развития регионального спорта. Без оглядок на федеральные проекты, аналог тогдашних всесоюзных строек, целевые программы и постоянные судебные тяжбы с подрядчиками без местной прописки, столь характерных для современной России.
«Юбилейный» без юбилея
Название «Юбилейный» для Дворца спорта – история придуманная. «Глупость полнейшая», – восклицает директор Дворца спорта с 1992 по 1996 годы Владислав Бауман, поясняя, что о названии вдруг задумались ближе к концу 1987 года. Тогдашний руководитель спортивного сооружения Греков с товарищами внезапно начал листать календари пятилетней давности и обнаружил круглую дату – 60-летие образования СССР. Реально, не такое уж глобальное даже по тем временам событие, да и, строго говоря, 60-летие произошло в 1982-м году. Однако тут же смастерили табличку советующего содержания, которая до сих пор красуется на входной группе рядом с окошком кассы.
Русская классика! Типичный Советский Союз!
Документы, к которым относятся публикации в газетах и официальные программы к Чемпионатам Вооруженных сил СССР, проходивших в Калинине, безапелляционно утверждают, что с 1983 по 1988 год в хоккей играли на льду Калининского Дворца спорта. Ни слова о «Юбилейном».
Тысячи калининцев никогда не строили «Юбилейный», об этом даже не знали в горкоме и обкоме партии. На уровне риторики Чебурашки из мультика: мы строили-строили и что-то построили. Это еще аукнется, когда специалисты будут разбираться с непрофессиональным походом к созданию спортивного объекта. Одна деталь – Владислав Бауман утверждает, что проектировщики не предусмотрели выезд на ледовую арену машины для заливки. И строители крушили кирпичи в несущих конструкциях накануне первого матча.
Та самая легендарная нелидовская крыша потекла уже с первой оттепелью. Болельщики прекрасно помнят лужу от воды с потолка у левых со стороны трибун ворот, которую подтирали во время остановок в матчах. Эта клееная конструкция до сих пор остается главной проблемой сооружения – ахиллесовой пятой размером с саму арену.
Соглашаясь с многочисленными недоделками и даже ошибками при строительстве, Валерий Вавин уверен, появление в городе искусственного льда привело в хоккейную школу десятки тысяч детей, сотни мальчишек и девчонок в фигурное катание. Вне зависимости от названия круглогодичный лёд стал прорывом областного центра в современный мировой спорт.
Судьба в отражении льда
Итак, ни к какому юбилею «Юбилейный» не строили, а официальное открытие приурочили к календарному матчу по хоккею. 17 февраля 1983 года на лёд вышли калининская «Звезда» (в некоторых источниках – СКА МВО Калинин) и московский «Локомотив». Победили хозяева со счетом 5:2, первую шайбу калининских хоккеистов на домашнем искусственном льду забросил Сергей Орешкин.
И опять-таки судьба. В 2019 году Орешкин стал главным тренером команды Высшей хоккейной лиги «Динамо» (Тверь). Я тогда принял предложение и стал пресс-атташе фарм-клуба московского «Динамо», при знакомстве с главным тренером спросил: «А это ж вы открыли новую эру тверского хоккея, помните тот гол?» В ответ – дежурная фраза. Смысл – у вас есть лёд, у нас есть команда. Через 10 месяцев последовал отъезд бело-голубых из «Юбилейного», несмотря на двухлетнее соглашение о сотрудничестве московского «Динамо» и правительства Тверской области.
Но даже в том сезоне 2019/2020, когда на льду «Юбилейного» играли две динамовских и одна тверская команда, туристическая отрасль Твери получила максимально возможную прибыль за проживание и питание довольно больших туристических групп из России и ближнего зарубежья. Бенефициаром существенных внебюджетных доходов от аренды площадей и оборудования стала отрасль физической культуры и спорта, в конечном итоге – региональный бюджет. Вполне вероятно, что на конкретном временном отрезке спорт и именно «Юбилейный» не только обеспечивали рабочие места, но и заработали ничуть не меньше средств, чем туризм, который тогда имел статус двигателя экономики города и региона.
Еще до открытия Дворца хоккей привлекал внимание поклонников спорта, о том, что единственная трибуна на 1793 посадочных места маловата для почти полумиллионного города, говорили еще в советское время. Владислав Бауман уточняет, что на игры переходного турнира за выход команды в Первую лигу билеты с рук продавали по 7 рублей при стоимости в кассе «Юбилейного» 1 рубль 50 копеек. Ажиотаж был таким, что человек 500 так и остались на улице.
Со временем количество зрительских мест выросло до нынешних 1946, но еще лет десять назад хоккейные аншлаги были обычным делом для хоккейных матчей. «Лучшее время для нашего Дворца – сезоны ТХК в Высшей лиге. Трибуны не вмещали всех болельщиков, ставили «Газели» с экранами на парковке для сотен людей, которым не хватило билетов», – делится нынешний директор «Юбилейного» Александр Сальков.
Но не одним хоккеем жил Дворец. Искусственный лёд привел в Тверь мастеров фигурного катания. Легендарный Станислав Жук был на церемонии открытия в 1983-м, а затем именно здесь свои первые шаги к звездам делали юные фигуристы на пути к олимпийским медалям. Камилу Валиеву на льду «Юбилейного» застал даже совсем еще юный Tverisport.ru.
Тверь была готова к Суперлиге
С открытием «Юбилейного» в ледовом дворце получила приписку школа самбо под руководством Александра Соколова, добившаяся признания на национальном уровне. В это сложно поверить, но на протяжении нескольких лет главную арену устилали татами для проведения Кубка Европы по дзюдо среди кадетов. Реально топовый международный турнир, поэтому в Тверь старались приехать все сильнейшие молодые дзюдоисты, и все они боролись в «Юбилейном». Десятки иностранных делегаций, сотни спортсменов.
Фантастическим получился Суперфинал всероссийского турнира «Локобаскет» в 2021 году. Деформация главной ледовой арены в идеальный баскетбольный паркет для тысяч зрителей. И это уже рефрен: за 40 лет в Твери не создали ничего лучше «Юбилейного».
Ну а что касается хоккея, то большинство поклонников этой игры знает лучше меня. Тверской лёд видел всех великих нашего Отечества. На этом льду в калининской команде феерили братья Квартальновы, уже в тверской – проявлял задатки недюжинного таланта вратарь Александр Еременко. Редактор Tverisport.ru Андрей Крылов навсегда запомнил игравшего тогда в маске Александра Радулова. «Он в каждом матче чудеса творил, трибуны ревели, а я брал у него интервью. Тогда и диктофонов не было, только блокнот и шариковая ручка», – рассказывает Крылов.
С самого открытия Дворец спорта на берегу Волги стал основной ареной для весьма солидного и серьезного турнира – чемпионата Вооруженных сил СССР. На этом льду проходили международные матчи, с этих трибун болельщики наблюдали за действиями лучшей пятерки планеты Земля – Фетисов-Касатонов, Макаров-Ларионов-Крутов. О конце 80-х с ностальгией говорит спортивный журналист Владимир Самохин, ставший здесь пресс-атташе ХК МВД, которое подарило городу полсезона элиты национального хоккея – Суперлиги России.
«Среди причин скоропостижного переезда команды в Подмосковье не фигурировало состояние нашего «Юбилейного». Тогда не было таких жестких правил регламента к хоккейным аренам. Вопросы решались на уровне возможностей поддержки команды региональной и городской властями», – уточнил Самохин.
Ну и еще о звездах. Илья Ковальчук в благотворительных матчах привозил в «Юбилейный» не только Миронова, Малкина, Яшина, великую Елену Исинбаеву, на эту площадку выходили губернаторы и министры – как принято говорить, видные государственные деятели. Всего десять лет назад я лично, представляя составы команд, объявлял о выходе на площадку Романа Ротенберга.
Искры хоккейного счастья этого льда измерялись миллионами блесток, но до сих пор никто так и не справился с конвертацией живой истории в коммерческий успех.
«Здрастьте»
В середине 90-х Дворец спорта оставался в тренде. Фойе второго этажа заняла дискотека «Здрастье», ее музыкальные вечеринки собирали до тысячи гостей. «Юбилейный» снова наполнял свои стены горожанами, пусть уже и не близкими к спортивной жизни региона.
На берегу Волги под деревянным скелетом из Нелидова кипела жизнь. В последний день мая 1988 года в «Юбилейном» выступил Виктор Цой. Он был без группы «Кино», аккомпанируя себе на двенадцатиструнной гитаре. Когда струна рвалась, Цой выбрасывал ее зрителям. Акустический концерт Цоя проходил в фойе второго этажа и продолжался около часа. Теперь это городская легенда.
Дворец спорта превратился в самую большую площадку Тверской области. Лично в 1993 году продрался через толпу и записал интервью с Бутусовым на единственный в редакции областной газеты «Тверская жизнь» диктофон, а самое главное получил автограф на листке блокнота для своей девушки…
Все главные музыкальные события были именно в «Юбилейном». Семь, а может быть и восемь тысяч зрителей на трибунах и танцполе, звук и свет настоящего концерта мог и до сих пор может обеспечить в Твери только 40-летний Дворец спорта.
«Как обычно приехал на работу в 9 утра, а весь наш склон к Волге уже был в так сказать в неформалах – кожанки, крашеные волосы, ногти с черным лаком. Человек 600 за восемь часов до концерта группы «Король и Шут» уже были у входа. Я не ожидал, что фанатов настолько больше, чем хоккейных болельщиков», – вспоминает Валерий Вавин.
«Юбилейный» бунтует
Что-то по-настоящему лихое в 90-е все-таки было, особенно в сравнении с нынешней жизнью. Дискотеки и дым сигарет с ментолом, непонятные команды со странными названиями: «Эгида», «Вятич», «Марс». При определенных раскладах «Юбилейный» вполне мог повторить судьбу соседнего стадиона «Центральный» – рынок, запустение, смерть.
Дворец спорта спасли мальчишки! Спасли их родители, выбравшие будущее для своих детей! Именно они на стыке веков, в это самое мгновение, которое ощущало все человечество, вместе с тренерами спортшколы по хоккею пошли по главной улице Твери от «Юбилейного» до здания администрации города. Впереди колонны несли черный гроб в натуральную величину с надписью «Тверской хоккей».
Лёд был разморожен несколько месяцев, почти год сотрудникам «Юбилейного» не платили зарплату. «Это был просто сарай», – вердикт Валерия Вавина отнюдь не метафора. В 2001 году администрация города Твери расписалась в том, что не может содержать «Юбилейный». Поняв ситуацию, губернатор Владимир Платов начал процесс передачи Дворца спорта в собственность Тверской области.
Мальчишки достучались. Гроб тверского хоккея на улице Советской был воспринят властью. Нашли деньги, запустили холодильное оборудование, тренировки возобновились. Великие сегодня тренеры Виктор Жуков и особенно Равиль Урманчеев, как директор хоккейной школы, продолжили заниматься в «Юбилейном» в том числе с теми, кто через несколько лет принесут Твери и России хоккейную славу.
Кстати, второй лёд, который сейчас приятно называть тренировочным, значился в проекте 1983 года, и площади под него были предусмотрены. Но никого это сильно не волновало, тренировочную арену открыли только в 2008 году – тогда проекты партии «Единая Россия» сделали Тверскую область лидером по количеству спортивных объектов с искусственным льдом в стране.
Еще поиграем!
По-стариковски вздыхает «Юбилейный» на свое 40-летие. Хоккей в последние годы становится ущербнее, международные турниры на татами ушли еще до санкций в отношении российского спорта, фигурное катание хоть минимально значимого уровня сегодня Тверь не интересует. Общественно-политические собрания переместились в здание, мгновенно возведенное на месте троллейбусного парка,. и даже выставки мёда или недвижимости чаще всего находят другие адреса. Но здесь остаются сразу пять государственных школ олимпийского резерва. Руководство этих школ некуда разместить – или в «Юбилейном» или нигде.
Понятно, что единоборства уже давно заслужили персональное место на карте Твери. Понятно, что игровые виды спорта должны иметь собственный универсальный зал. Безусловно, адаптивный спорт в современной России обязан существовать в удобном пространстве.
Но все они живут в «Юбилейном» и не празднуют 40 лет. Плохая дата, не принято, а вдруг Бог накажет.
«С протекающей крышей мирились, потому что это было лучше, чем ничего. За эти годы в России построили десятки ледовых дворцов – современных и удобных, как для зрителей, так и для спортсменов. Много и на самом высоком уровне говорилось, что Твери нужна новая, в том числе более вместительная, арена, но за время разговоров у нас и большого хоккея не стало», – рассуждает Владислав Бауман.
Валерий Вавин утверждает, что еще 15 лет назад было известно о серьезных проблемах с эксплуатацией сооружения, в том числе из-за тех самых прогнивших нелидовских балок. Вода и конденсат в нижней точке деревянных конструкций превратил их в вату. Те, кто должен, приходили, обследовали и подписывали бумаги о дальнейшей эксплуатации.
«Знаем о всех существующих проблемах, понимая, что являемся самым большим спорткомплексом Тверской области. Основной акцент делаем на сохранение качество льда – и оно у нас лучшее в Центральном федеральном округе», – говорит Александр Сальков.
Нынешний директор объясняет, что стандарты этого «качество льда» формировались десятилетиями. «Наш ресурс сегодня исключительно человеческий. Это наши специалисты, которые ежедневно готовят лёд для хоккеистов и фигуристов. Это люди старой закалки, которые помнят всё и всех, болеющие душой за свою работу. У нас даже династия заливщиков появилась – отец привел сына, который мальчишкой бегал за папиной машиной», – приводит пример директор.
Мне доводилось бывать в комнатке заливщиков, чуть чаще – на вершине трибуны, откуда озвучивается арена. Заглядывал в VIP, где когда-то на хоккейных матчах присутствовало Правительство Тверской области в полном составе и на регулярной основе. В те времена – чиновники и зрители без категории VIP – топили за Тверь, за Тверскую область. За победу! Максимально громко! Своды деревянного скелета содрогались, а потом, не шелохнувшись, созерцали объятия и вбирали в себя все лучшие эмоции нашей жизни.
«Юбилейный» – это мы, это про нас. С днем рождения!
Фото в материале – Андрей Крылов, Дмитрий Герасимов, Константин Соколов, Сергей Бабунов, Юрий Сурин, группа ВК «Тверская ностальгия», группа ВК «Локобаскет».