Найти тему
Ридус

Пандемия привела к массовому обвалу человеческого капитала

Оглавление

Пандемия COVID-19 вызвала скрытый, но массовый обвал человеческого капитала в критические моменты жизненного цикла, что в будущем может подорвать и развитие экономики, говорится в новом докладе Всемирного банка. Речь в нем идет о детях и молодежи. А больше всего, как водится, пострадали бедные страны.

Человеческий капитал — это знания, навыки и здоровье, которые люди накапливают в течение своей жизни и «обменивают» на зарплату. Пандемия закрыла школы и рабочие места, а также нарушила работу других ключевых служб, таких как охрана здоровья матери и ребенка и профессиональное обучение.

Почти миллиард детей пропустили год или более школьного обучения и практически ничему не научились за это время. Десятки миллионов молодых людей были вытеснены с рынка труда или вышли на него с меньшими навыками и ограниченными перспективами.

По оценкам банка, сегодняшние студенты могут потерять до 10% своих будущих заработков из-за потрясений в сфере образования, вызванных COVID-19. Следствием может стать более низкая производительность труда, рост неравенства и усиление социальных волнений на десятилетия вперед.

Упущенное детство

© unsplash.com
© unsplash.com

Из-за пандемии дети дошкольного возраста во многих странах потеряли более 34% навыков раннего обучения языку и грамотности и более 29% навыков обучения математике по сравнению с когортами до пандемии. Во многих странах охват дошкольным образованием снизился более чем на 10%, и не восстановился к концу 2021 года.

Среди детей школьного возраста в среднем на каждые 30 дней закрытия школ учащиеся теряли около 32 дней обучения, поскольку они не только упускали время для получения новых знаний, но и забыли то, что ранее уже выучили.

В странах с низким и средним уровнем дохода 960 миллионов детей пропустили, по крайней мере, целый год очного обучения из-за закрытия школ, а более 700 миллионов — полтора года. В результате бедность в обучении, которая уже до пандемии составляла 57%, еще больше увеличилась в этих странах: по оценкам, 70% десятилетних детей не могут понять базовый письменный текст.

В начале пандемии, в марте 2020 года школы закрылись в 180 странах. Год спустя они все еще были частично или полностью закрыты в 94 странах. Особенно долго не работали школы в Латинской Америке, странах Карибского бассейна и Южной Азии. Но внутри регионов наблюдались значительные различия в продолжительности их закрытия.

Например, в период с апреля 2020 года по март 2022 года школы в Танзании были закрыты на 61 день, а в Уганде — на 448 дней; в Марокко — на 107 дней, а в Саудовской Аравии — на 326 дня; во Вьетнаме — на 47 дней, а на Филиппинах — на 510 дней.

При этом дистанционное обучение было доступно не всем. Во всем мире более двух третей (1,3 миллиарда) детей в возрасте от 3 до 17 лет не имеют дома доступа к Интернету.

Из-за пандемии ухудшился доступ бедняков к медицинской помощи и качественному питанию. Миллионы детей пропустили важные этапы вакцинации. Кроме того, рос уровень сиротства и насилия в семье, да и в целом стресс, который испытывали взрослые, отражался на детях. Все это привело к снижению готовности к школе (многие просто в нее не вернулись), а также социального и эмоционального развития.

Когнитивный дефицит у малышей может привести к сокращению их доходов на 25% в наиболее трудоспособном возрасте, говорится в докладе. В Бангладеш, например, самые маленькие дети, протестированные в 2022 году, значительно отстали от малышей, протестированных в 2019-м.

Молодежь деградирует

© unsplash.com
© unsplash.com

COVID-19 нанес тяжелый удар по занятости молодежи. Сорок миллионов человек в возрасте 15-24 лет, которые получили бы работу в отсутствие пандемии, не имели ее и в конце 2021 года.

После снятия ковидных ограничений уровень занятости этой категории граждан восстановился лишь в некоторых странах (в Бразилии, Мексике и Турции), тогда как в большинстве бедных и развивающихся государств не видно признаков скорого возвращения к допандемийным значениям. Кое-где показатель и вовсе продолжил снижаться (Болгария, Иордания, Вьетнам).

При этом сокращение занятости среди людей в возрасте 15-25 лет не сопровождалось увеличением числа тех, кто тратит освободившееся время на образование. Как показали данные из Бразилии, Эфиопии, Мексики, Пакистана, Южной Африки и Вьетнама, в 2021 году 25% всех молодых людей не работали, не учились и не приобретали профессиональных навыков.

В одном только Пакистане число бездействующих молодых людей увеличилось на 1,6 миллиона человек, что является тревожным показателем, когда речь идет об отсроченном или полностью утраченном потенциале.

Молодые люди, которым все же повезло найти работу в эти годы, зачастую соглашались на более низкие зарплаты, чем могли бы получать в «нормальное» время, и «застревали» на позициях, не соответствующих их уровню образования, отмечают в ВБ.

Заработок молодежи сократился на 15% в 2020 году и на 12% в 2021 году. А новые участники рынка труда с более низким уровнем образования, по расчетам исследователей, в первые 10 лет карьеры будут иметь на 13% меньше заработков, чем могли бы в иных условиях.

Осторожно, окно закрывается

Окно для устранения сбоев в накоплении человеческого капитала невелико, предупреждают авторы обзора. Если образовавшиеся пробелы не устранять, со временем они будут лишь увеличиваться, усугубляя нищету и неравенство.

На всех этапах — раннее детство, школьный возраст и юность — последствия пандемии были неизменно тяжелее для детей из более бедных слоев населения. Между тем именно для них собственные навыки и знания является самым важным (а в большинстве случаев и единственным) источником доходов.

Пандемия привела к самому значительному замедлению темпов сокращения бедности с момента начала мониторинга в 1990 году, и сейчас правительства изо всех сил борются с накладывающимися друг на друга продовольственными, топливными, климатическими и финансовыми кризисами. Но нельзя упускать из виду и проблемы человеческого капитала, считают аналитики ВБ.

Обозначенные тенденции «нанесут шрамы» экономике в долгосрочной перспективе, прогнозируют они, поскольку сегодняшние дети и молодежь станут рабочей силой завтрашнего дня. Люди, которым на момент начала пандемии не исполнилось 25 лет, к 2050 году составят 90% населения трудоспособного возраста, а пандемийные пробелы в знаниях сократят их будущие доходы на 21 триллион долларов.

Хотя человеческий капитал можно приобретать в течение всей жизни, наиболее эффективно он формируется в молодости, а любое нарушение этого процесса может иметь долгосрочные последствия, отмечается в докладе.

Опыт предыдущих кризисов свидетельствует, что последствия потрясений для человеческого капитала могут отразиться на нескольких поколениях. А поскольку человеческий капитал является одним из основных факторов экономического роста, это может привести к замедлению его темпов на многие годы вперед.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»