Найти тему
Николай Цискаридзе

Михаил Чиаурели: Я рос в Тифлисе, среди трудового народа

Знаменитый режиссер родился 6 февраля 1894 года в городе Тифлис (Тбилиси), в Грузии. Он был невероятно одаренным человеком: и уже с ранних лет подавал надежды сразу в нескольких областях искусства. Любил рисовать, увлекался скульптурой и играл на нескольких музыкальных инструментах, а также владел не одним иностранным языком.

Свою дорогу в искусство Михаил Эдишерович начал с обучения в тифлисской школе живописи и искусств. После этого будущий режиссер участвовал в организации театра Революционной Сатиры, а затем уехал в Германию, где два года изучал скульптурное искусство в различных мастерских. После возвращения на родину, до 1926 года, Чиаурели проработал скульптором, его авторству принадлежит первый памятник Ленину в Грузии.

«Когда началась для меня полная волнений и напряженного труда жизнь в искусстве? Тогда ли, когда мальчиком я вырезал из старых журналов рисунки Дорэ, Домье и русских передвижников? Тогда ли, когда подростком, после дня работы в ремесленном училище, с театральной галерки впервые услышал и увидел чудесное зрелище оперного спектакля? Или, быть может, первое общение с искусством произошло в мастерской скульптора Николадзе, когда я почувствовал в руках податливую мягкость сырой глины? Я рос в Тифлисе, среди трудового народа. Жажда знаний привела меня в Тифлисский народный дом, где любительскими силами ставились пьесы на грузинском, армянском и русском языках»

Настоящую славу ему принесла кинорежиссура. Он создал такие незаурядные фильмы, как «Последний маскарад», «Георгий Саакадзе». А после войны – «Клятва» и «Падение Берлина», в которых главным героем был Сталин – с ним режиссер был знаком лично и даже бывал у «вождя» на даче, играл с ним в шахматы. Так что по меркам того времени Михаил Чиаурели был довольно состоятельным и очень уважаемым человеком.

-2

Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели встретились, когда оба уже были в браке. Она – дочь дворянина, нотариуса, председателя Кутаисского грузинского драматического общества, гласного городской думы. С детства воспитывалась в творческой атмосфере. Однако то, что Верико решила стать актрисой, для семьи было неожиданностью. В 17 лет она, окончив гимназию, без разрешения уехала в Москву, прошла актерский конкурс, и ее взяли в Театр Революции к Охлопкову. Через два года вернулась в Тбилиси и там училась в студии актера парижского театра «Антуан» Г. Джабадари.

Родители Чиаурели встретили невестку в штыки. Но Михаил построил для Верико двухэтажный дом – на том самом месте, где они впервые поцеловались. Это был настоящий грузинский дом: с большой семьей, множеством гостей, которые приходили просто пообедать или задерживались на несколько дней, антикварной мебелью и дружескими застольями. У Верико была домработница, а у их дочки Софико – бонна, немка. По воспоминаниям Данелии, обязанности в этом доме были четко распределены. Чиаурели зарабатывал и строил – он любил и умел строить. А Верико любила и умела тратить.

После войны Михаил Чиаурели обзавелся американским автомобилем марки «Паккард». Когда он вернулся со съемок, с удивлением обнаружил, что вместо этой машины его встречают на «Победе». Оказалось, жена устроила обмен, а на разницу приобрела шубу. Позже вместо «Победы» появился «Москвич», а в гардеробе Верико – еще одна шуба. На вопрос мужа о том, зачем ей столько шуб, она ответила: «У Сары Бернар было 137. А у меня только 3, и одна лезет!».

-3

Верико Анджапаридзе и Михаил Чиаурели поженились только тогда, когда Михаилу уже исполнилось семьдесят пять – как он шутил, ему лень было писать завещание. А когда ему было восемьдесят семь, между супругами случилась первая сцена ревности: Верико нашла у него письмо, написанное Михаилу одной актрисой еще во времена немого кино.

Со смертью Сталина режиссерская карьера Чиаурели сошла на нет. Хрущев запретил ему жить и работать в Москве. Квартиру отобрали, московскую прописку аннулировали. На первый взгляд кажется, что режиссер был забыт и задвинут властью на задворки, но это не так. В Грузии он до сих пор является достоянием страны.

В 1969 году он снял один из моих самых любимый мультфильмов «Как мыши кота хоронили» по мотивам сказки Жуковского. Настоящую притчу вне времени.

Николай Цискаридзе