Скандал вокруг материала Politico о возможных связях эстонских консерваторов с российской ЧВК может обернуться допингом в имидж накануне парламентских выборов.
Раз уж пришлось стать объектом скандального материала в прессе, то остается развернуть его так, чтобы получить хоть какие-то бонусы, решили, видимо, в Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), и ее вице-председатель Яак Мадисон реализовал такой шаг – много и долго говорил о достоинствах консерваторов на фоне отдельных сомнительных поступков политических конкурентов.
Напомним, издание Politico выпустило обширное исследование, в котором, в частности, речь идет о "неких документах из внутренней сети Евгения Пригожина и источников в США", согласно которым "сеть Пригожина якобы пыталась вмешаться в политическую систему Эстонии в 2019 году, ища возможность поддержать EKRE перед выборами в Европарламент".
В материале Politico присутствует фраза научного сотрудника Балтийского оборонного колледжа Вильяра Веэбеля: "Сотрудничество началось, потому что EKRE хотела радикально противостоять либеральным партиям, и они были счастливы получить этот очень профессионально подготовленный пакет".
Эстонские консерваторы не на шутку переполошились в связи с такой информацией и пригрозили журналистам и господину Веэбелю судом, если не последует опровержение. Однако, как бы там ни было, благодаря Евгению Пригожину и ЧВК "Вагнер" эстонские консерваторы оказались в центре внимания как никогда.
В тот же день, спустя несколько часов, Яак Мадисон заявил через эстонские медиаресурсы, что Россия не стремилась к контакту с EKRE, а статьи, связывающие EKRE и Евгения Пригожина, главу российской ЧВК "Вагнер", были частью информационной операции по уменьшению поддержки партии консерваторов на предстоящих выборах.
"Эта статья, появившаяся в Delfi, в которой Пригожин и бывший председатель EKRE Март Хельме ассоциировались определенным образом, и что четыре года назад они начали сотрудничать, – это информационная операция за две недели до выборов, как была информационная операция перед выборами в 2019 году, чтобы на наших членов напали иностранцы с камнями, и в итоге оказалось, что это заведомо ложное обвинение. Нет оснований считать, что мы сотрудничаем с организаций в России или других странах", – сказал Мадисон.
А вот, как рассудил далее Мэдисон, логично, что ЧВК "Вагнер" может захотеть работать с EKRE: "Весьма логично и также реально, что российские спецслужбы пытаются внедриться в партии Европы и стран Балтии, в том числе в Эстонию. В этом нет ничего неслыханного. <...> В этом вопросе я доверяю нашему Департаменту полиции обороны, а также Службе внешней разведки, которая, очевидно, указала бы это в их ежегоднике. Тот факт, что они пытаются организовать влияние, является политической реальностью", – самоуверенно заявил Мадисон.
"Я бы сразу поставил вопрос перед другими политическими партиями, когда социалист Раймонд Кальюлайд прямо перед европейскими выборами получил пожертвование от двух российских бизнесменов, которые в настоящее время находятся в заключении и ожидают экстрадиции в США. Могли ли эти лица быть связаны российским спецслужбами? Учитывая деньги, которыми они распоряжались, они, вероятно, были связаны", – добавил Мадисон.
И добавил: "Аналогичен тот факт, что некоторые политические партии категорически против лишения граждан России избирательных прав на местных выборах. Может ли быть здесь связь с российскими спецслужбами? Есть много колебаний или сомнений, но в случае с нашей партией нет никакого политического шага, который мог бы нас как-то ассоциировать с российскими группами".
По словам Мадисона, статья в Politico длинная и лишь часть касается Эстонии: "Статья Politico выдвигает нашу партию на первый план благодаря цитате Вильяра Веэбеля, в которой Веэбель очень конкретно заявляет, что он хотел заключить договор о сотрудничестве, и это было процитировано в эстонских СМИ и опиралось на конкретный факт. За две недели до выборов уместно ли эстонским СМИ освещать это, а не говорить о том, что какое-то сотрудничество пробовали, но не вышло? Написать нейтрально или с явной политической направленностью, чтобы повлиять на результаты выборов?".
По словам Мадисона, Россия поддерживала различных популистов по всей Европе. Он вспомнил и Марин Ле Пен в связи с "кредитом, взятым в чешском банке", и "христианского демократа Ангелу Меркель, под руководством которой Германия приняла самые дружественные России решения". А также заявил, что можно было бы "продолжить расследование, каковы связи России с так называемыми парламентскими партиями в Европе, которые принимали решения в пользу российской экономики, которые на сегодняшний день дорого обошлись ЕС".
И под конец своих рассуждений Яак Мадисон признал главное во всей этой истории со статьей в Politico – "ссылки на нее в эстонских СМИ повышают популярность EKRE": "Эта информационная операция увеличивает нашу поддержку, через один или два дня они хотели скрыть ее от первых полос, потому что было понято, что вместо этого она увеличивает наш процент".
Выходит, Консервативная народная партия Эстонии должна поблагодарить Евгения Пригожина и ЧВК "Вагнер" за то, что, используя их авторитетность, яркий имидж и популярность у политиков и населения многих стремящихся к сохранению суверенитета стран, эстонские консерваторы на какой-то момент предстали перед своим электоратом брутальными и патриотически настроенными ребятами, готовыми всерьез повоевать за свою маленькую Эстонию и освободить ее от неоколонизации Запада.