6-го февраля мы посетили выставку «Лембики. Зооморфные сосуды XIX–XX веков», которая расположилась в Arts Square Gallery. Все экспонаты предоставлены коллекционерами Натальей Трофименко и Александром Губановым — обладателями самой крупной частной коллекции подобного рода в России. Узнали и делимся с вами, кто такие лембики, зачем они были нужны и почему Наталья и Александр заинтересовались таким необычным искусством.
Партнëром и куратором выставки стал библиотечно-культурный центр «Нота», в рамках проекта «Нота шагает по городу».
Собирают необычных домашних питомцев Наталья и Александр
Узнавали об особенностях коллекции Захарова Софья и Диана Баландина
Фотографии: Диана Баландина
Расскажите немного о выставке? Как она была собрана?
Наталья: Меня зовут Наталья Трофименко, это мой муж Александр Губанов, и мы собрали эту коллекцию зооморфных сосудов буквально за 2 года. Собирали везде, где можно, всего охватили 54 города России и Украины.
Лембики — представители древнего керамического искусства, они предназначались для вина, изготавливались с крышками или отверстиями на голове, через которые в них вливались напитки, а через отверстие в виде рта — разливались по бокалам.
В центре зала у нас представлен сосуд возрастом 200 лет, с которого всё началось — такие сосуды круглой формы надевались на руку и из них наливалось вино на праздниках. Рисунки на них продавливались и наносились краской. Дальше, к 1920-ым годам, форма сосудов изменилась, они стали похожи на зверей, но уже не имели продавленных рисунков, только саму роспись. К 1960-ым годам остается зооморфная форма, но меняются техники оформления: здесь мы видим так называемые «макарошки» и различные рельефы, текстуры.
Сама технология изготовления и художественной обработки, зародилась в селе Опошня, под Полтавой. Там находились довольно большие залежи качественной глины, из которой мастера изготавливали всё, что угодно. В том числе такие зооморфные сосуды.
Первую такую фигурку мы приобрели в антикварном магазине, потом стали изучать что это такое и постепенно собралось вот такое стадо зверей. Стали искать авторов, кто делал, где, когда.
Александр: Нам просто понравился этот первый сосуд, показалось, что было бы классно его нарисовать. Потом поехали в Москву, в Царицыно на выставку керамики и в каталоге мы увидели что-то похожее на того зверя, что уже был у нас дома.
Наталья: Изначально эти сосуды имели ритуальное значение. Человек шёл на охоту и мог налить в него кровь или положить кости. Но потом они уже использовались для хранения напитков дома, а потом и вовсе стали декоративными.
Сейчас подобное уже не производят?
Наталья: Нет, сейчас уже нет таких мастеров. Прошло всего каких-то 60 лет и теперь полностью утеряна история авторства. А нам удалось её воссоздать. Уже после нас на сайте музея Опошни опубликовали все данные по фигурам, кто их автор, когда они сделаны. Мы за полгода восстановили все данные и собрали полную информацию о коллекции. Сейчас лембики хранятся в нашем домашнем музее, мы приглашаем к себе людей, а раз в год делаем такую вот выездную выставку.
Насколько массово выпускали такие сосуды в советском союзе? У вас на сайте есть информация, что их можно заметить даже в советских фильмах, на заднем плане.
Александр: В 50-ые годы появились заводы и формы стали более простыми, массовыми, не столь декорированными. Сосуды создавались из двух половин, вылитых в специальной заготовке. Но сейчас не повторяют уже даже заводские варианты. Заводов нет, формы утеряны, мастеров тоже не осталось. Они не передавали своё дело никому.
Чисто технологически, делаются два, условно, горшка, они между собой соединяются и получается тело. Ноги, шею, хвост и голову делают и прикрепляют уже отдельно, потом это всё декорируется. Но сейчас, кто бы не пытался делать похожее, так уже не получается. Получается по-современному. В нашей коллекции видна печать того времени.
Как вы думаете, когда-нибудь лембики станут модными?
Наталья: Сейчас многие приходят к нам, смотрят и хотят себе такого же барашка, лошадку.
Александр: Вообще, они ведь очень стильные. Если их не в таком количестве ставить, а один экземпляр как элемент интерьера — это красиво и эффектно. Они имеют историю.
Вот, например, это очень редкий свадебный сосуд. Слышите? Он гремит. В эти ритуальные свадебные сосуды запаивался подарок для новобрачных и на свадьбе молодожёны торжественно его разбивали и доставали подарок. Поэтому их почти и нет. А те, что есть, вроде как грустный свидетель несостоявшегося брака.
Наша цель познакомить гостей с этим редким направлением в керамическом искусстве, рассказать что-то новое, поделиться своими знаниями.
Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.