Их объединяет горно-каменистый Афганистан. Фарит Галяутдинов из села Старые Гардали Тукаевского района и Анвар Шарафиев из села Исенбаево Агрызского района спустя много лет после службы в армии не теряют связи друг с другом. Более того, Фарит всю жизнь в своем сердце хранит благодарность своему боевому товарищу, который спас его от смерти...
На День вывода советских войск из Афганистана, 15 февраля, Фарит вместе с супругой Раушанией приехал в Исенбаево в гости к своему сослуживцу. При встрече с другом он сделал сюрприз – подарил ему мемориальную доску с надписью: «В этом доме живет ветеран Афганской войны, награжденный орденом Красной Звезды Анвар Загитович Шарафиев».
Установка памятной доски прошла торжественно, с участием большого числа исенбаевцев. В выступлениях сельчан и школьников звучала ода героям-афганцам.
Прошло 34 года с момента окончания Афганской войны, но и сегодня Анвар живет с незаживающей раной в душе. Во время встречи они с Фаритом вспомнили годы службы, когда каждый день находились между жизнью и смертью. Да, их поколению тоже досталось немало.
– Помню, я получил повестку в армию 28 марта 1982 года. Родители, пригласив всех родственников и друзей, провели «провожанки». Мы уезжали вместе с другом Ильшатом Ханнановым. В тот вечер территория возле клуба напоминала настоящий Сабантуй. Вся деревня пришла нас провожать, – рассказывает Анвар Загитович.
Их привезли в Казань, выдали обмундирование и в числе 200 военнослужащих отправили на учебу в Казахстан.
– Наш командир тоже был татарин, по фамилии Биктимеров. Он прямо сообщил, что нас готовят к отправке в Афганистан. Так и случилось. В установленное время нас разместили по трем самолетам, и мы полетели в Афганистан, – говорит Анвар абый. –
Как только мы вышли из самолета, началась стрельба. К счастью, тогда все прилетевшие новички остались живы. Потом нас распределили по ротам, тут наши с Ильшатом дороги разошлись.
Анвар попал в саперную роту, а Ильшат – в танковую. Вместе с ним были и ребята из нашего района – Назиль Нугуманов, Тафкиль Закиров, Рафаэль Усманов и другие.
Анвар участвовал во многих боевых операциях.
– Бывало, уходили на задание на две недели. О еде и не думали. Сухого пайка старались брать меньше, а вот патронов – больше. Представьте, что я вешу 45 кило, а рюкзак мой – более 50 килограммов. С таким грузом шли пешком 30-40 километров, – рассказывает он.
Анвару, который до армии выучился на шофера, предложили сесть за руль «Урала». Однажды во время боевой операции его машина подорвалась на мине. Анвар вытащил сержанта, сидевшего рядом, из огня, но бедняга скончался на руках товарища...
– Если бы тогда не пришли нам на подмогу, я точно бы в плен попал, – говорит Анвар.
…А вот Фарита он спас в городе Герате, когда их колонна попала под обстрел.
– Я тогда уже управлял БТР. Подбежали к ребятам. Смотрю – это же наши парни. Мы с Фаритом были вместе на «учебке» в Казахстане, наши кровати стояли рядом. В ту минуту главной задачей было как можно быстрее доставить раненых в санчасть, – поясняет свои оперативные действия Анвар абый.
– Я тогда потерял сознание. Возможно, я бы не выжил, если бы Анвар мне тогда не помог, – говорит Фарит абый с чувством глубокой благодарности.
Грудь Анвара Загитовича украшает орден Красной Звезды. Вместе с Владимиром Волковым из Брянска они открыли дорогу через минное поле, чтобы вывести из окружения две тысячи бойцов в Старом городе. Оба отважных воина были отмечены этой престижной наградой.
– Только вот привезти орден Афганистана мне самому не довелось. В день выдачи награды я уехал. Мой орден нашел меня через полгода, – говорит Анвар абый.
В то время в армии служили по два года. Исенбаевцу же пришлось пробыть на афганской земле 2,5 года. В 1984 году из-за ожесточенных столкновений солдат не выпускали.
– В последние полгода я вообще не написал домой писем. Не знаю, может, это было вызвано обидой, что нас не отпускают… Отчаянная молодость! Только сейчас я понимаю, как тогда переживали родители, что они испытывали, – рассуждает он.
Сказать, что писем не писал, будет не совсем правильно. Он просто отправлял фотографии в конвертах. Вот, мол, жив я…
– Что было самым страшным? Это когда сдали оружие, переоделись в дембельскую форму и сели в самолет. Казалось бы, надо радоваться – возвращаемся на родину. Но в сердце – тревога. Вдруг опять начнется перестрелка... Нам удалось выжить после суровых испытаний, погибнуть в последний момент было бы обидно и страшно… Тогда все мы в душе молились, чтобы самолет быстрее поднялся в небо, – делится Анвар.
По прилету в Ташкент ребята из разных уголков Советского Союза целый день праздновали свое благополучное возвращение. На следующий день они снова сели в самолет и отправились уже домой.
Анвар прибыл в Агрыз 28 августа – в самый разгар уборочных работ.
– В то время в Исенбаево ездили через Удмуртию. Прошел сильный ливень, на дорогах – непролазная грязь. Мне пришлось переночевать в Кадыбаше – 15 километров от дома. Перед рассветом отец, узнав от кого-то, что я вернулся, приехал на машине и забрал меня, – говорит Анвар.
...Анвар Шарафиев в 19 лет стал настоящим героем, получил за свой ратный подвиг высокую награду. Достойно пройдя сквозь огонь войны, он никогда не кичился своими заслугами. Много лет работал шофером в колхозе. Сейчас трудится на отдельном посту пожарной части в Исенбаево. Вместе с женой Ларисой они воспитали дочь и сына. Сейчас любимые бабушка и дедушка пятерых внуков.
Надо сказать, что он не имеет вредных привычек. Не пьет и не курит. Каждый раз, вспоминая боевых товарищей, не вернувшихся с той войны, ушедших такими молодыми, он еще больше начинает любить эту жизнь, которая дана была ему судьбой.
– Я выжил – значит, в память о погибших должен жить и вести себя достойно, – считает он.
В завершение хочется донести его просьбу: «Пусть такая мемориальная доска будет установлена на доме каждого афганца».