Исторически человечество проявляло стремление к достижению рекордов в небесной и подводной сферах. Уже в древности были зарождения проектов различных летательных устройств для для полетов, а также существовали идеи создания подводных аппаратов для исследования морских глубин. Несмотря на то, что эти идеи так и не были реализованы, стремление к покорению недоступных вершин всегда витало в умах человека.
Лишь в ХХ веке человеку удалось покорить небо и глубину, установив рекорды, которые не могут быть превзойдены до сих пор.
С неба в глубины океана - так можно описать путь, пройденный Огюстом Пиккаром
Огюст Пиккар (1884-1962) был известен своим необыкновенным талантом, который можно сказать, передался ему по наследству, так как он был сыном профессора химии. С самого детства он увлекался исследованиями и изобретениями. В тридцатых годах XX века он разработал стратостат - герметичную капсулу с газовой гондолой, которая позволила ему подняться на высоту около 23 километров. Хотя можно было бы продолжать стремиться ввысь, Огюст Пиккар решил покорить океан и начал разработку устройства, известного сегодня как батискаф.
Первым творением Огюста Пиккара стал FNRS-2 - капсула, которая содержала авиационный бензин в верхней части для поддержания отрицательной плавучести и имела особо прочный отсек для наблюдения за дном морским. Несмотря на то, что этот аппарат не мог спуститься в Марианскую впадину из-за недостаточной прочности, Пиккар продолжал работу над своей идеей. В 1953 году он сотрудничал с американцами, которые обещали ему финансирование создания батискафа, способного погрузиться в самую глубокую точку мирового океана. Покорение бездны было очень дорогостоящим удовольствием, так как требовалось как минимум три вспомогательных корабля сопровождения. В результате этого сотрудничества родился "Триеста" - первый в мире батискаф, способный погрузиться на глубину более 6000 метров, который был создан в 1960 году.
Процесс подготовки к погружению
Изначально возник конфликт на почве условий договора с американскими военными, в котором установлено, что батискаф должен быть управляем представителем Вооруженных Сил США, за исключением особых ситуаций. Однако, Жак Пиккар сумел за несколько дней доказать, что погружение на глубину в 11 километров именно таким особым случаем является, и споры были разрешены в его пользу. В результате проект стал официально называться "американо-швейцарским". Тем не менее, ввиду возраста Огюста Пиккара, он решил поручить управление батискафом своему сыну Жаку.
В конце 1959 года был запущен проект "Нектон", который предполагал погружение на большую глубину. После нескольких успешных пробных погружений на глубину 5-7 километров, батискаф "Триест" был доставлен на расчетную точку в ночь с 22 на 23 января 1960 года. Несмотря на плохую погоду с штормом и сильным ветром, проект перешел в "активную фазу". Никаких сбоев в работе механизмов не было, что говорит о тщательной подготовке и эффективной реализации проекта.
Час "Икс"
Утром 23 января 1960 года на борту батискафа "Триест" находились двое человек - Жак Пиккар и Дон Уолш, лейтенант вооруженных сил США. Перед погружением в бездну они, возможно, испытывали волнение, но у них была цель, которую они были готовы достичь любой ценой. Однако в первые 300 метров погружения операция чуть не закончилась неудачей из-за некоторых особенностей плотности воды в этой части Тихого Океана, что замедлило спуск. Но после прохождения этих слоев все нормализовалось, и сам спуск в бездну прошел без происшествий.
На дне, куда первопроходцы прибыли в 13:06, обнаружили необычную рыбу и рачка, которые взволновали биологов со всего мира. Однако никто пока не доказал подлинность этого открытия, так как фотографий или видеозаписей с этой живностью не было.
После 20 минут на дне батискаф сбросил балласт и начал медленное всплытие. Спустя некоторое время ребята заметили, что с потолка капсулы сочится вода, но они поняли, что это не разгерметизация, а сбой в работе системы подачи кислорода, который не был опасен. После трехчасового подъема через толщу воды в кромешной тьме операция завершилась успешно.
Следующий спуск на дно Марианской впадины произошел только в 2012 году, когда туда спустился режиссер Джеймс Кэмерон, который еще со времен съемок своего легендарного фильма "Титаник" (1997 г.) питал страсть к океанским глубинам.