Найти тему
Лампокатц

Невероятное путешествие в бездну: История первого спуска человека на дно моря с помощью батискафа Огюста Пиккара!

Оглавление

Исторически человечество проявляло стремление к достижению рекордов в небесной и подводной сферах. Уже в древности были зарождения проектов различных летательных устройств для для полетов, а также существовали идеи создания подводных аппаратов для исследования морских глубин. Несмотря на то, что эти идеи так и не были реализованы, стремление к покорению недоступных вершин всегда витало в умах человека.

Лишь в ХХ веке человеку удалось покорить небо и глубину, установив рекорды, которые не могут быть превзойдены до сих пор.

С неба в глубины океана - так можно описать путь, пройденный Огюстом Пиккаром

FNRS-2
FNRS-2

Огюст Пиккар (1884-1962) был известен своим необыкновенным талантом, который можно сказать, передался ему по наследству, так как он был сыном профессора химии. С самого детства он увлекался исследованиями и изобретениями. В тридцатых годах XX века он разработал стратостат - герметичную капсулу с газовой гондолой, которая позволила ему подняться на высоту около 23 километров. Хотя можно было бы продолжать стремиться ввысь, Огюст Пиккар решил покорить океан и начал разработку устройства, известного сегодня как батискаф.

Первым творением Огюста Пиккара стал FNRS-2 - капсула, которая содержала авиационный бензин в верхней части для поддержания отрицательной плавучести и имела особо прочный отсек для наблюдения за дном морским. Несмотря на то, что этот аппарат не мог спуститься в Марианскую впадину из-за недостаточной прочности, Пиккар продолжал работу над своей идеей. В 1953 году он сотрудничал с американцами, которые обещали ему финансирование создания батискафа, способного погрузиться в самую глубокую точку мирового океана. Покорение бездны было очень дорогостоящим удовольствием, так как требовалось как минимум три вспомогательных корабля сопровождения. В результате этого сотрудничества родился "Триеста" - первый в мире батискаф, способный погрузиться на глубину более 6000 метров, который был создан в 1960 году.

Процесс подготовки к погружению

Изначально возник конфликт на почве условий договора с американскими военными, в котором установлено, что батискаф должен быть управляем представителем Вооруженных Сил США, за исключением особых ситуаций. Однако, Жак Пиккар сумел за несколько дней доказать, что погружение на глубину в 11 километров именно таким особым случаем является, и споры были разрешены в его пользу. В результате проект стал официально называться "американо-швейцарским". Тем не менее, ввиду возраста Огюста Пиккара, он решил поручить управление батискафом своему сыну Жаку.

Батискаф "Триест" фактически принадлежал Военным США, но ни Огюст, ни Жак по документам нигде не числились.
Батискаф "Триест" фактически принадлежал Военным США, но ни Огюст, ни Жак по документам нигде не числились.

В конце 1959 года был запущен проект "Нектон", который предполагал погружение на большую глубину. После нескольких успешных пробных погружений на глубину 5-7 километров, батискаф "Триест" был доставлен на расчетную точку в ночь с 22 на 23 января 1960 года. Несмотря на плохую погоду с штормом и сильным ветром, проект перешел в "активную фазу". Никаких сбоев в работе механизмов не было, что говорит о тщательной подготовке и эффективной реализации проекта.

Час "Икс"

Рендер на с батискафом "Триест".
Рендер на с батискафом "Триест".

Утром 23 января 1960 года на борту батискафа "Триест" находились двое человек - Жак Пиккар и Дон Уолш, лейтенант вооруженных сил США. Перед погружением в бездну они, возможно, испытывали волнение, но у них была цель, которую они были готовы достичь любой ценой. Однако в первые 300 метров погружения операция чуть не закончилась неудачей из-за некоторых особенностей плотности воды в этой части Тихого Океана, что замедлило спуск. Но после прохождения этих слоев все нормализовалось, и сам спуск в бездну прошел без происшествий.

На дне, куда первопроходцы прибыли в 13:06, обнаружили необычную рыбу и рачка, которые взволновали биологов со всего мира. Однако никто пока не доказал подлинность этого открытия, так как фотографий или видеозаписей с этой живностью не было.

После 20 минут на дне батискаф сбросил балласт и начал медленное всплытие. Спустя некоторое время ребята заметили, что с потолка капсулы сочится вода, но они поняли, что это не разгерметизация, а сбой в работе системы подачи кислорода, который не был опасен. После трехчасового подъема через толщу воды в кромешной тьме операция завершилась успешно.

Следующий спуск на дно Марианской впадины произошел только в 2012 году, когда туда спустился режиссер Джеймс Кэмерон, который еще со времен съемок своего легендарного фильма "Титаник" (1997 г.) питал страсть к океанским глубинам.