(1960-е и др. годы. Бобровский. Ханты-Мансийск. ХМАО-Югра)
Вы помните, когда впервые услышали или прочитали эти стихи:
"Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов"...
У нас дома звучат прекрасные стихи Александра Сергеевича Пушкина. Звучат не по радио. Их читает наш гость геолог. Читает не по книге, а наизусть!
Он знает на память весь роман
в стихах "Евгений Онегин".
Поэтичные строки волшебно рисовали картины о жизни в девятнадцатом веке. Удивительное описание явлений природы поражало точностью и тонкостью наблюдений. Мы сами жили среди природы и многое, рассказанное в романе было хорошо знакомо.
Ещё я поняла, что человек может запомнить очень большие тексты, особенно если они ему самому очень нравятся!
В то время среди геологов были люди, знающие литературу, музыку, искусство. Некоторые сами писали стихи, песни, картины. В них гармонично сочеталось знание "точных" и гуманитарных наук, тяжёлый ежедневный труд среди тайги, болот и романтичное отношение к своей профессии.
"Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале"...
Представляете, такие слова из уст геолога, у которого в рюкзаке только самые необходимые вещи, и жизнь в походных условиях!
А он проникновенно читает вечное:
"Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"
Конечно, потом было много встреч с романом А.С.Пушкина "Евгений Онегин" и в передачах по радио, и в школе, и в театрах, но эта первая - навсегда осталась в памяти!
В посёлке на берегу Иртыша среди сибирской тайги звучали стройные, наполненные поэзией и великим талантом строки.
Позднее, уже будучи взрослой, по работе познакомилась с легендарным человеком: первым директором создающегося Музея геологии, нефти и газа в Ханты-Мансийске, ведущим специалистом по разведке нефтяных и газовых месторождений Леонидом Николаевичем Кабаевым. Его личность настолько многогранна, что нужна отдельная статья об этом человеке. Здесь упомяну только то, что он тоже знал и любил много стихов, сам их писал. И как-то в нашем разговоре выяснилось, что они были хорошо знакомы с тем геологом, который во времена моего дошкольного детства в нашем доме под потрескивание горящих дров в печи наизусть рассказывал "Евгения Онегина"...
Благодаря деятельности таких людей не только открывались грандиозные месторождения, например "Самотлор"; получали новое рождение старые поселения, возводились молодые города, но и сохранялись шедевры литературы, культуры, искусства.