Вспоминаем, как мы ходили на выставку «Высший сорт» в Музей истории Екатеринбурга. Если вы еще помните вкус конфет фабрики «Красный Октябрь» и тайно плачете по временам чистого лимонада и одеколона «Маки» — вам сюда.
В Музее истории Екатеринбурга витрины с картонными полками так и ломятся от просроченных товаров и старых, частично проржавевших баночек. Мы на выставке советской рекламы «Высший сорт» — здесь вас окружат плакаты и предметы, казалось бы, совсем недавно ушедшие из нашей повседневности. Горожане в возрасте «за 30» охотно платят за возможность погрузиться в детские воспоминания, а их отпрыски, глядя в нарисованные глаза счастливых советских женщин, пытаются понять, что именно делает их такими прекрасными.
Век рекламы в СССР начался в 20-е годы, после перехода к новой экономической политике. Несмотря на дефицит товаров, госкорпорации получили свои собственные рекламные отделы, а художники приступили к созданию рекламных плакатов «на экспорт». Стране была необходима валюта, и созданные в первые годы плакаты прекрасно работали. Затем реклама начала выполнять просветительские функции, пропагандируя новый образ жизни и новый образ советского человека.
Нинель Бритвина, заместитель директора по науке:
— Дело в том, что важен сам подход к рекламе, который начинается с показа красивых, необычных женщин и здоровых детей. Это реклама ввела в СССР такого крепкого здорового ребенка. Женщину — труженицу, колхозницу, которая одеколоном «Маки» пользуется. Дети, мы знаем, и сейчас повышают рейтинги рекламы. И по сей день красивые машины продаются только с роскошными женщинами. Тогда было так же, вот политическая реклама была связана, скорее, с мужчинами — против тунеядства.
Помимо плакатов, здесь еще много интересного.
Есть и настоящая инсталляция «Почувствуй себя в буфете».
Выставка довольно подробна в том числе и благодаря частным коллекциям — здесь их более десяти. Затронуты все самые важные сферы жизни советского человека, есть и табак, и шоколадные конфеты, спички, духи, марки, водка, игрушки и ученические карандаши.
Сигаретные пачки, как всегда, креативны — вся площадь пачки была использована для пропаганды или рекламы. Рекламировали новые самолеты, показывали ордена, города, были и тематические сигаретные пачки. Некоторые названия, например «Ява» или «Беломор», живы и по сей день.
Не забыт и алкоголь. Через 10 лет после сухого закона, в 1924 году, в стране начинают делать собственную водку. Ценителей этих раритетов на выставке также хватает. Один из них — зампредседателя Областного общества филателистов Игорь Ренёв предоставил редкие подарочные бутылки из собственной коллекции.
В коллекции Игоря есть и настоящие редкости. Когда был объявлен «винный голод» горбачевского времени, коллекционеры, как он, специально ездили в туры по Волге. И там в буфете теплохода покупали импортное пиво и вина, всегда разные, а затем склеивали этикетки и сохраняли бутылки для потомков. Там можно было найти и редкое чехословацкое пиво.
Другая редкость — винная бутылка «Россия» с алюминиевой звездой на крышке, ее хорошо было открывать, если часть зубов у тебя из металла.
Игорь Ренёв:
— Тогда мы покупали их по 1,5 рубля. Сейчас они хорошо ценятся коллекционерами. Например, недавно одну мою бутылку оценили в 200 000 рублей. А за такие бутылки, как «Шартрез», «Бенедикт», «Рубиновый крем», дают по 100 000 рублей. Конечно, они должны быть закрыты.
По форме такие бутылочки повторяли свои большие оригиналы.
К слову, и чай, и кофе, и другие продукты также были широко охвачены рекламой.
Также вы найдете жестяные баночки знаменитой парфюмерной компании ТЭЖЭ; флакончики духов разных лет; коробочки с зубным порошком и пудрой; коробки и банки из-под различных сладостей (конфеты, халва, монпансье, апельсиновые дольки); все разнообразие вариаций фантиков знаменитого шоколада «Аленка», конфеты «Красная шапочка»; подарочные варианты знаменитых вин «Черные очи» и «Южная ночь».
Фото: Алиса Сторчак; 66.RU