Найти тему
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

Закупаем товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 616 (далее — ПП РФ № 616).

ВОПРОС ДНЯ

Закупаем товары, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 616 (далее — ПП РФ № 616). Цена за единицу товара менее 300 тыс. руб., общая стоимость товара по каждой позиции (имеющей свой собственный код ОКПД2) не превышает 1 млн руб., однако НМЦК в целом более 1 млн руб.  Нужно ли устанавливать запрет, предусмотренный ПП РФ № 616?

ОТВЕТ

Как следует из подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616, запрет на закупку иностранных промышленных товаров не применяется, если стоимость одной единицы товара не превышает 300 тыс. руб., а суммарная стоимость совокупности таких товаров составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19–21, 28, 50, 142 и 145 перечня).

Минпромторг России в письмах от 05.06.2020 № ПГ-12-7403, от 24.07.2020 № ПГ-12-9638 разъяснил, что под совокупностью товаров применительно к ПП РФ № 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду ОКПД2. Если предметом одного контракта являются промышленные товары, относящиеся к разным кодам ОКПД2, то неприменение запрета по основанию, предусмотренному подп. «б» п. 3 ПП РФ 616, устанавливается к каждому такому товару по отдельности.

Таким образом, если цена за одну единицу товара не превышает 300 тыс. руб., а произведение цены на количество по каждому коду ОКПД2 не превышает 1 млн руб., то запрет по ПП РФ № 616 не устанавливается.

Некоторые контрольные органы следуют позиции Минпромторга России буквально. Так, в решении Санкт-Петербургского УФАС России от 19.04.2021 по делу № 44-1825/21 (изв. № 0172200004421000124) рассматривалась ситуация, когда в описании объекта закупки содержалось 33 наименования товара по 9 различным кодам ОКПД2:

20.30.11.130 «Грунтовки на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде» (НМЦ по данному коду: 67 970,50 руб.);

•    20.30.11.120 «Краски на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде» (НМЦ по данному коду: 737 459,80 руб.);

•    20.30.12.120 «Краски на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде» (НМЦ по данному коду: 130 400,75 руб.);

•    20.30.21.110 «Пигменты готовые» (НМЦ по данному коду: 37 724,20 руб.);

•    20.30.12.110 «Лаки на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде» (НМЦ по данному коду: 76 541,92 руб.);

•    20.30.11.110 «Лаки на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде» (НМЦ по данному коду: 211 084,00 руб.);
•    20.30.22.110 «Материалы лакокрасочные для нанесения покрытий прочие» (НМЦ по данному коду: 70 414,95 руб.);

•    20.30.12.130 «Эмали на основе сложных полиэфиров, акриловых или виниловых полимеров в неводной среде» (НМЦ по данному коду: 85 431,97 руб.);

•    20.30.22.120 «Шпатлевки» (НМЦ по данному коду: 32 146,60 руб.).

Поскольку стоимость совокупности товаров по каждому из кодов ОКПД2 не превышала 1 млн руб., а стоимость единицы каждого товара составляла 100 тыс. руб. [лимит, действовавший на момент вынесения рассматриваемого решения. — Прим. авт.], контрольный орган посчитал правомерным неустановление запрета на закупку иностранных товаров в соответствии с подп. «б» п. 3 ПП РФ № 616. Его не смутило, что все вышеупомянутые товары относятся к одному подклассу 20.30 «Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфические краски и мастики», указанному в приложении к ПП РФ № 616 одной позицией (п. 11).

См. также решения Краснодарского УФАС России от 02.03.2021 по делу № 023/06/64-876/2021 (изв. № 0118300013321000181), Дагестанского УФАС России от 15.04.2022 № 005/06/703/2022 (изв. № 0303100000322000024), Санкт-Петербургского УФАС России от 07.02.2022 по делу № 44-493/22 (изв. № 0172200005421000185), Курганского УФАС России от 18.04.2022 по делу № 05-02/37-2022 (изв. № 0843500000222001228).

Однако некоторые контролеры считают, что в случае, когда закупаемые товары относятся к различным кодам ОКПД2, входящим в общий подкласс, указанный в приложении к ПП РФ № 616 одной позицией, к единой «совокупности» следует относить все такие товары.

Поясним данную позицию решением Красноярского УФАС России от 25.04.2022 № 024/06/105-978/2022 (изв. № 0119200000122002842).

В данном случае заказчиком приобретались, среди прочего, товары со следующими кодами ОКПД2:

•    13.92.29.110 «Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли»;

•    13.92.29.120 «Салфетки текстильные для удаления пыли»;

•    13.96.14.110 «Ткани, пропитанные поливинилхлоридной композицией, или с покрытием из поливинилхлорида».

Все эти товары относятся к подклассу 13.9 «Изделия текстильные прочие», указанному в п. 2 приложения к ПП РФ № 616. Следовательно, вопрос о применении или неприменении ПП РФ № 616 при осуществлении закупки указанных товаров подлежал решению исходя из их совокупной начальной стоимости. Поскольку общая стоимость указанных позиций в соответствии с обоснованием НМЦК составила 560 380 руб. (т. е. менее 1 млн руб.), заказчик правомерно не установил запрет, предусмотренный ПП РФ № 616.

Аналогичный подход можно найти и в ряде других решений:

•    в решении от 27.08.2020 по делам № 061/06/64-1775/2020 (изв. № 0358300070720000083) комиссия Ростовского УФАС России суммировала стоимость товаров с кодами ОКПД2 22.11.11.000 «Шина пневматическая для легкового автомобиля» и 22.11.13.110 «Шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые»;

•    в решении от 21.09.2020 по делу № А471-09/20 (изв. № 0310200000320001958) комиссия Северо-Осетинского УФАС России посчитала, что заказчиком приобретается один товар «бумага А4» в количестве 1100 пачек на сумму, превышающую 100 тыс. руб., а не «пачки бумаги» с ценой за единицу и общей стоимостью менее установленных лимитов.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина.