крымские впечатления 200-летней давности
Великолепие природных богатств Крыма, его уникальная история всегда привлекали внимание ученых, путешественников, и, конечно же, отдыхающих. Увидеть каким был Крым в недавнем прошлом, узнать интересные факты его истории можно, заглянув в электронную коллекцию Президентской библиотеки «Республика Крым: страницы истории».
Полистаем некоторые из материалов коллекции.
«Таврический полуостров есть отличнейшая на земной поверхности страна» – так начинает повествование о Крыме знаменитого путешественника Симона Петра Палласа. В своей работе «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» (1795) он дал подробную характеристику физической географии, разнообразию растительного и животного мира Крыма. «На изобильных раковинами берегах Черного моря ловятся различные роды круглых и мелких хорошего вкуса морских раков. В грядах устричных раковин, которые лежат во многих местах при сем морском береге, находятся отменного вкуса устрицы, которых цветной череп гораздо тоньше, нежели тех, каковы ловятся в других Европейских морях».
О разнообразном и богатом рыбном промысле местных рыбаков рассказывают и другие материалы коллекции:
«Крымские рыболовные промыслы замечательны по ловле сельдей, устриц и приготовлению балыков. В Камыш-Буруне ловится ежегодно до 2 млн сельдей, которые отличаются своим весом, доходящим иногда до 1,5 фунта… А сельдей в Феодосии случается иногда такое множество, что женщины собирают их руками по берегу моря и уносят домой столько, сколько каждая в состоянии с собою взять. Богатейшая ловля других морских рыб, как-то: анчоусов, кефалей, камбалы, семги, форели и проч., производится у Акмечетской пристани, Евпатории, Севастополе, Балаклавв, Феодосии и Ялты».
(«Сиряков М.Н., Короблев Н.П. Крым, с Севастополем, Балаклавою и другими городами. Спб., 1855.)
После присоединения к Российской империи постоянными гостями курортных уголков Крыма стали представители венценосной династии Романовых. Их пребывание способствовало не только появлению в Крыму роскошных особняков, но и скорейшему благоустройству полуострова. К примеру, приезд государя Николая I в 1837 г. повлиял на становление Ялты.
«Здесь также была решена будущая судьба Ялты и положено твердое начало благоденствию этого места, которое с небольшим в четыре года, из самого незавидного селения, сделалось красивым городком и деятельным портом. Государю Императору угодно было изъявить свое соизволение на переименование Ялты в город и составление особого Ялтинского уезда…» (Сафонов С.В. Описание пребывания императорской фамилии в Крыму в сентябре 1837 г. Одесса, 1840 )
А вот впечатления об отдыхе в Ялте, сделанные в 1888 г.: «Вдоль морского берега поставлены скамьи для желающих отдохнуть и подышать морским воздухом, который представляет неиссякаемое целебное лекарство от всевозможных болезней по отсутсвии пыли и продуктов гниения органических веществ и потому может быть отнесен к успокаивающим и укрепляющим средствам». (Иванова Е. Путевые воспоминания о Крыме. 1889)
Автор воспоминаний утверждает, что во время пребывания в приморском городе увеличивается аппетит, сон становится спокойнее и продолжительнее. Из лечебных средств в Ялте имеется виноград, кумыс и кефир. Количество приезжих в городе достигает до 4 тысяч и половина приходится на осень.
Не обошла автор своим вниманием и курортную моду. Как следует из источника, самым удобным дамским купальным костюмом является сорочка из шерстяной материи без рукавов, с застежками на плечах. А волосы автор советует обязательно покрывать клеенчатым чепцом или соломенной шляпой.
С древних времен в Крыму обитали люди, относящиеся к самым разным народностям. «Здесь каждый уголок земли, каждое возвышение, своим названием или явными признаками, еще не уничтоженными временем, говорит о трудолюбии греков, прошедшем величии генуэзцев и благодетельном влиянии России на эту прекрасную страну». (Сиряков).
В материалах коллекции приводятся подробности бытоописания разных народностей Крыма, в том числе и крымских татар. «Любимейшее кушанье татар – конина, они также охотно едят вареную кашу из муки и лошадиной крови. В походе они имеют обыкновение приготовить мясо для кушанья, кладя его под черпак лошади, на которой ездят; когда это мясо становится так мягко, что из него начинает истекать кровь, тогда его съедают. Зажиточные татары вместо воды пьют лошадиной молоко, которое делают кислым в течение 2-х дней примесью фермента. Напиток этот называется кумыс» (Брун Ф.К. Крым в половине XYIII столетия. Одесса, 1867).
Свои восторженные воспоминания о Крыме оставил Павел Сумароков. Знаменитого писателя классицизма особенно потрясло роскошное великолепие садов в Алупке.
«Глаза мои никогда такого собрания редкостей не видали. Там посреди усыпанных плодами гранатовых, абрикосовых, миндальных и фиговых деревьев показывались горделивые лавры и высокие кипарисы выставляли верхи свои, покрытые томной зеленью…Цари не пожалели бы великих сокровищ, чтобы иметь его при ссвоих вертоградах. Видно, природа лиц не разбирает, и за деньги ничего не дает». (Сумароков, Павел Иванович Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. 1800)
Сумароков один из первых обратил внимание на целебные свойства Сакской грязи и подробно описал саму процедуру грязелечения.
«Стекающая и солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в котором выкапывают глубокие ямы наподобие могил, и в них зарывают недугующих по самую шею так, что лежащие в них не могут иметь никакого движения. Над головой делают из ветвей род шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей, сидят в яме по часу и более, переменяя грязь свежею, и сила-то оной приносит облегчение страждущим...».
Вот каким виделся Крым в описаниях путешествующих в 18-19 веке. Мы обратили внимание лишь на малую часть материалов коллекции, которых насчитывается более четырехсот. Более подробно изучить источники по истории Крыма, а также посмотреть виды дореволюционного Крыма, вы сможете, обратившись к материалам Президентской библиотеки.