Теоретические основы китайской традиционной медицины.
Вся китайская традиционная медицина основана на даосизме.
✔ Учении о Дао.
Лао-цзы приписывают авторство текста Дао Дэ Цзин - Канон Пути и добродетели.
Произведение с глубокими философскими смыслами.
Есть Путь, Дао - некий абсолют, что заставляет мир функционировать.
Путь может быть познан, но не объяснён.
Если познать Дао, то можно получить новые правила игры с миром.
Правильность следования по пути Дао проявляется в У-вэй - недеяние (идти по Пути не нарушая законов природы).
Джуан-цзы в своих текстах раскрывает смысл Дао Дэ Цзин. Показывает огромный потенциал возможностей личности в познании Дао и что это даёт человеку.
Дао не добр и не зол. Дао выше этого.
Джуан-цзы раскрывает соотношения Дао всего мира и Дао человека.
Не только глубокий мыслитель, но и яркий писатель, написал много притч.
Дао цзяо - учение о бессмертии, об алхимии (внешней и внутренней).
✔ Инь-ян-цзи (инь-янская натурфилософия)
В каждом человеке существует два начала. Одно из них Инь, тёмное, влажное, холодное, женское и другое - Ян, светлое, сухое, горячее, мужское.
Два этих начала взаимодействуют как в человеке, так и в мире. Нет Инь без Ян и Ян без Инь.
В идеале они должны быть в балансе. В реальности этот баланс в человеке часто нарушается, что ведёт к болезням.
Достаточно простая и в то же время сложная концепция - китайский дуолизм, объясняет баланс сил Вселенной.
По-китайски этот сюжет называется «Пробующие уксус» (尝 醋 图).
Уксус в кувшине символизирует жизнь человека, его жизненный путь.
Согласно учению Конфуция, когда-то жизнь была полна гармонии, но сейчас ушла с истинного пути. Идеал учения Конфуция – строгий порядок, следование правилам, гармония, «всё в своё время и на своём месте».
Уксус, по Конфуцию, – это «неправильное вино» (то есть скисшее). Всё, что «нарушает порядок», должно быть или исправлено, или выброшено за ненадобностью и вредностью.
Именно поэтому лицо Конфуция перекошено – вкус уксуса (то есть жизни, как она есть) для него отвратительно-кислый.
В середине композиции – Будда со скорбным, спокойно-грустным лицом.
По учению Будды жизнь – это нескончаемая череда страданий. К страданиям приводят страсти, неисполнимые желания.
Земной мир полон иллюзий, обмана, ловушек, которые заставляют человека постоянно испытывать боль. Единственный способ избавиться от этого – суметь отрешиться от всех желаний и тем самым достичь состояния высшего совершенства (нирваны).
Поэтому, для Будды вкус уксуса – горький, каждый «глоток жизни» для этого мудреца есть страдание.
Слева направо: Лао-цзы, Будда, Конфуций.
А что же Лао-цзы, основатель даосизма, учения о Дао?
Согласно этому учению, миром правят не законы, придуманные человеком, а законы природы. Чем больше человек пытается вмешиваться в законы мира, тем больше он нарушает Дао, всемирное равновесие.
Вкус уксуса кислый потому, что это уксус, а значит, это отвечает естественному ходу вещей.
Кислота или сладость, радость или печаль – у всего этого есть место во всемирном равновесии.
Для человека, постигшего Дао, жизнь всегда естественна и полна радости – именно поэтому на лице мудреца улыбка и вкус Дао, жизни сладкий.
✔ Учение Конфуция.
Конфуцианство не вступает в противоречие с даосизмом.
Конфуций кодифицировал и сделал обязательным изучение древних китайских текстов в системе образования, что собственно и позволило им дойти до наших дней.
Конфуций ввёл понятие пяти добротелелей и понятие Чжэн Мин Исправление имён, то есть то что улучшает здоровье, и что делать, если вдруг сбился с Пути.
✔ Буддизм.
Все постулаты буддизма в азиатском регионе мира описаны через термины даосимзма.
Есть даже шутка, что Лао Цзы достигнув бессмертия, сел на синего быка отправился в Индию и стал там Буддой.
В Китае буддизм - это Чань буддизм, в Японии - это Дзен буддизм. Для погружения в себя в Китае предпочтение отдают созерцанию, в Японии - медитации.
Наши убеждения придают вкус нашей жизни.
Продолжение следует.
N11