Найти тему

Каков на вкус твой Дао?

Теоретические основы китайской традиционной медицины.

Вся китайская традиционная медицина основана на даосизме.

✔ Учении о Дао.

Лао-цзы приписывают авторство текста Дао Дэ Цзин - Канон Пути и добродетели.

Произведение с глубокими философскими смыслами.

Есть Путь, Дао - некий абсолют, что заставляет мир функционировать.

Путь может быть познан, но не объяснён.

Если познать Дао, то можно получить новые правила игры с миром.

Правильность следования по пути Дао проявляется в У-вэй - недеяние (идти по Пути не нарушая законов природы). 

Джуан-цзы в своих текстах раскрывает смысл Дао Дэ Цзин. Показывает огромный потенциал возможностей личности в познании Дао и что это даёт человеку.

Дао не добр и не зол. Дао выше этого.

Джуан-цзы раскрывает соотношения Дао всего мира и Дао человека.

Не только глубокий мыслитель, но и яркий писатель, написал много притч.

Дао цзяо - учение о бессмертии, об алхимии (внешней и внутренней). 

✔ Инь-ян-цзи (инь-янская натурфилософия)

В каждом человеке существует два начала. Одно из них Инь, тёмное, влажное, холодное, женское и другое - Ян, светлое, сухое, горячее, мужское.

Два этих начала взаимодействуют как в человеке, так и в мире. Нет Инь без Ян и Ян без Инь. 

В идеале они должны быть в балансе. В реальности этот баланс в человеке часто нарушается, что ведёт к болезням.

Достаточно простая и в то же время сложная концепция - китайский дуолизм, объясняет баланс сил Вселенной.

По-китайски этот сюжет называется «Пробующие уксус» (尝 醋 图).

Уксус в кувшине символизирует жизнь человека, его жизненный путь.

Согласно учению Конфуция, когда-то жизнь была полна гармонии, но сейчас ушла с истинного пути. Идеал учения Конфуция – строгий порядок, следование правилам, гармония, «всё в своё время и на своём месте».

Уксус, по Конфуцию, – это «неправильное вино» (то есть скисшее). Всё, что «нарушает порядок», должно быть или исправлено, или выброшено за ненадобностью и вредностью.

Именно поэтому лицо Конфуция перекошено – вкус уксуса (то есть жизни, как она есть) для него отвратительно-кислый.

В середине композиции – Будда со скорбным, спокойно-грустным лицом.

По учению Будды жизнь – это нескончаемая череда страданий. К страданиям приводят страсти, неисполнимые желания.

Земной мир полон иллюзий, обмана, ловушек, которые заставляют человека постоянно испытывать боль. Единственный способ избавиться от этого – суметь отрешиться от всех желаний и тем самым достичь состояния высшего совершенства (нирваны).

Поэтому, для Будды вкус уксуса – горький, каждый «глоток жизни» для этого мудреца есть страдание.

Слева направо: Лао-цзы, Будда, Конфуций.

А что же Лао-цзы, основатель даосизма, учения о Дао?

Согласно этому учению, миром правят не законы, придуманные человеком, а законы природы. Чем больше человек пытается вмешиваться в законы мира, тем больше он нарушает Дао, всемирное равновесие.

Вкус уксуса кислый потому, что это уксус, а значит, это отвечает естественному ходу вещей.

Кислота или сладость, радость или печаль – у всего этого есть место во всемирном равновесии.

Для человека, постигшего Дао, жизнь всегда естественна и полна радости – именно поэтому на лице мудреца улыбка и вкус Дао, жизни сладкий. 

✔ Учение Конфуция.

Конфуцианство не вступает в противоречие с даосизмом.

Конфуций кодифицировал и сделал обязательным изучение древних китайских текстов в системе образования, что собственно и позволило им дойти до наших дней.

Конфуций ввёл понятие пяти добротелелей и понятие Чжэн Мин Исправление имён, то есть то что улучшает здоровье, и что делать, если вдруг сбился с Пути.

✔ Буддизм.

Все постулаты буддизма в азиатском регионе мира описаны через термины даосимзма.

Есть даже шутка, что Лао Цзы достигнув бессмертия, сел на синего быка отправился в Индию и стал там Буддой. 

-2

В Китае буддизм - это Чань буддизм, в Японии - это Дзен буддизм. Для погружения в себя в Китае предпочтение отдают созерцанию, в Японии - медитации.

Наши убеждения придают вкус нашей жизни.

Продолжение следует.

N11