2,4K подписчиков

Истории московских районов: Тушино, часть 2

1,2K прочитали
Друзья, сегодня продолжаем наш рассказ о московском районе Тушино. В прошлый раз мы остановились на том, что в Смутное время поселение  сравняли с землей. Но уже в 1623 году оно вновь ожило.

Друзья, сегодня продолжаем наш рассказ о московском районе Тушино.

В прошлый раз мы остановились на том, что в Смутное время поселение сравняли с землей. Но уже в 1623 году оно вновь ожило. Поскольку Тушино все еще являлось вотчиной Троице-Сергиевого монастыря, там появился монастырский двор с приказчиком и крестьянские хозяйства.

В дальнейшем селение росло, в нем прибавлялось новых жителей и дворов. Но в 1654 году случилось очередное бедствие - эпидемия чумы выкосила деревню, а соседнего Наумова и вовсе не стало.

В конце 17 века на территории района появляется усадьба Братцево, о ней мы рассказали в отдельной статье. В 1764 году после секуляризации монастырских и церковных владений Тушино перешло в собственность государства, а тушинские крестьяне - в подчинение Государственной коллегии экономии. Эта реформа имела благоприятные последствия, т.к. теперь крестьяне могли трудится на себя, а не на монастырь. Они активно занимались не земледельческими промыслами: извозничеством, содержанием постоялых дворов и гонкой леса.

К началу 19 века население Тушино перевалило за три сотни человек, при этом состояние крестьян оценивалось как зажиточное, что бывало крайне редко. Тогда Тушино числилось селом с деревянной церковью во имя Рождества Богородицы, но храм просуществовала недолго, вероятно сгорел.

Тушино, вновь приписанное к приходу церкви Преображения в селе Спас, продолжило именоваться деревней. Но именно на этот период приходится этап его быстрого развития. К концу 19 века количество жителей выросло втрое, обогнав многие окрестные населенные пункты.

После отмены крепостного права Тушино продолжало стабильное развитие благодаря деятельности земских организаций, которые вели работы по строительству дорог, школ и больниц в сельской местности. В 1876 г. было открыто земское четырехклассное училище для детей из Тушино и соседних Спаса, Братцева, Петрова и Щукина и к 1899 г. почти половина жителей деревни - 349 человек - числились грамотными, либо учащимися в школе.

Трудоспособное население было занято промыслами: женщины вязали на дому чулки и перчатки, а мужчины занимались ломовым извозом, богатым крестьянам принадлежали 3 трактира и 5 лавок. В 1898 г. была проведена Московско-Виндавская железная дорога, в 1903 г. открыта платформа «Тушино».

Друзья, сегодня продолжаем наш рассказ о московском районе Тушино. В прошлый раз мы остановились на том, что в Смутное время поселение  сравняли с землей. Но уже в 1623 году оно вновь ожило.-2

Старинные мельничные места на реке Всходне сыграли решающую роль в промышленном развитии местности. На базе бывших мельниц открылись сукновальные фабрики: Мостовая мельница стала сукновальной фабрикой Владимира Никандровича Сувирова, он же арендовал и перестроил фабрику около села Спас, которая впоследствии превратилась в Тушинскую чулочную фабрику, ее главное производственное строение и общежития сохранились до сих пор на улице Василия Петушкова.

Брат Сувирова, Иван Никандрович, перевел свою ткацкую фабрику из Иваньково в Братцево, а также основал сукновальное заведение на прежней Борисовской мельнице близ села Спас. Фабрика в Братцево сейчас нам известна как Тонкосуконная фабрика “Победа труда” на улице Фабричной, здесь тоже сохранились корпуса, построенные в 19 веке. Сейчас предприятие сдает в аренду производственные и офисные помещения.

На месте Устьинский мельницы купец Николай Третьяков построил кирпичную сукноткацкую фабрику, сохранившуюся до наших дней в Сходненском тупике. В помещениях этой фабрики разместился парашютный завод – именно здесь начали выпускать первые отечественные парашюты (Завод № 1 НКЛП СССР).

Парашютная фабрика № 1 , завод № 1 НКЛП СССР
Парашютная фабрика № 1 , завод № 1 НКЛП СССР

Рабочие текстильных фабрик активно участвовали в революционном движении, в районе сложилась крупнейшая партийная организация большевиков с центром в Тушино. В ходе гражданской войны предприятия порой работали по три-четыре часа в день, но не останавливали производства. Однако в начале 1920-х гг. одна за другой закрылись все фабрики, кроме Братцевской.

Друзья, сегодня продолжаем наш рассказ о московском районе Тушино. В прошлый раз мы остановились на том, что в Смутное время поселение  сравняли с землей. Но уже в 1623 году оно вновь ожило.-6

Таким образом в истории района завершилась “текстильная” глава, но началась новая, авиационная. В 1929 г. по соседству с Тушино была создана летная школа Осоавиахима с небольшим аэродромом, в 1930 году рядом с ней построили планерный завод. Чуть позже к северу от Тушино, рядом с деревнями Захарково и Алёшкино строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ).

Около железнодорожной станции сначала появились небольшие кустарные мастерские по ремонту аэропланов, а в 1932 г. открылся авиамоторный завод, ныне Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва, которое занимается производством и ремонтом авиационных двигателей.

В том же году был построен самолётостроительный завод, сейчас это Тушинский машиностроительный завод, здесь собирали космические корабли «Буран». Кстати, в 80-х улицу Лодочную значительно изменили, чтобы провезти по ней 40-метровый «Буран» к берегу Москвы-реки.

Послеполетное обслуживание "Бурана" на посадочной полосе космодрома  Байконур, 15 ноября 1988 года
Послеполетное обслуживание "Бурана" на посадочной полосе космодрома Байконур, 15 ноября 1988 года

Пиком развития летного дела в Тушино стало создание аэродрома и Центрального аэроклуба. После ВОВ на Тушинском аэродроме проводились воздушные парады в День Воздушного флота СССР (18 августа).

В 91-ом году он стал площадкой для одного из самых массовых в истории России рок-фестивалей «Монстры Рока», где среди прочих выступили AC/DC и Metallica. Интересно, а среди наших читателей есть те, кто побывал на этом “тушинском побоище”?

К началу 21 века Тушинский аэродром стал непригоден для эксплуатации по своему прямому назначению, в 2010 там появилась гоночная трасса, в 2014 стадион, в 2019 году территория бывшего Тушинского аэродрома стала одной из самых крупных застраиваемых площадок Москвы.

Еще одним известным аэродромом был Захарковский аэродром ГВФ, который называли полярным, с его площадки отправлялись самолеты с научными экспедициями по развитию и освоению Крайнего Севера. Он был широко известен среди авиаторов, на его базе регулярно проводились выставки новейшей авиационной техники.

Почти одновременно на территории Тушинской авиационной стройки разворачиваются работы, связанные со строительством канала Москва-Волга, деривационного канала и Химкинского водохранилища.

Размах этих грандиозных проектов собрал более 5 тысяч рабочих, поэтому в 1934 г. было принято решение об образовании рабочего посёлка Тушино. В июне 1938 г. Тушино было преобразовано в город. В 1944 в его черту вошли посёлки Покровское-Глебово и Трикотажный, в этом же году из Москвы в Тушино проложили трамвайную линию. В феврале 1945 через станцию Тушино стали ходить пригородные электропоезда.

После войны многие предприятия перешли на производство мирной продукции: ТМЗ в те годы стал производить троллейбусы и трамваи, а моторостроительный завод - троллейбусные моторы и узлы. Произведенные в Тушино троллейбусы и трамваи МТБ-82 были хорошо знакомы москвичам и жителям многих других советских городов.

Еще в предвоенные годы Тушино рассматривалось как составная часть будущей Москвы. Проект его застройки был включен в Генеральный план реконструкции и развития столицы. А в 1950-е гг. в Тушино уже развернулось масштабное жилищное строительство. К 1960-м оно вошло в состав Москвы в качестве Тушинского района, сюда вывели из центра города несколько крупнейших научно-исследовательских институтов.

Вот такая история у района Тушино, он продолжает свое развитие и сейчас, а жители очень любят свои родные места и бережно хранят их древнюю истории - множество интересной информации и фотографий можно найти на форуме «Тушинский хомяк».

Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #тушино