Найти тему

Сатирический Петербург

Дореволюционный фонд нашей библиотеки может похвастаться немалым количеством сатирической периодики, обличающей отрицательные явления своей эпохи.

Дореволюционный фонд нашей библиотеки может похвастаться немалым количеством сатирической периодики, обличающей отрицательные явления своей эпохи. Все они привлекательны своими иллюстрациями, карикатурами и юмором. Но впервые внимание привлек не журнал, а журналист. Издание «Петербургская жизнь» пестрит фельетонами и остроумными очерками некоего «Диогена», так ловко вторящего современной риторике.

Дореволюционный фонд нашей библиотеки может похвастаться немалым количеством сатирической периодики, обличающей отрицательные явления своей эпохи.-2

Виктор Викторович Билибин – русский журналист XIX века, публиковавшийся под псевдонимом Диоген, был известен всему Петербургу своими многочисленными юмористическими очерками и колкостями.

«Петербургская жизнь» для Билибина-Диогена своего рода микроблог, где он катком проходится по волнующим темам: браку, семейной жизни, ревности, положению женщин. Пишет и о звезде эпохи Льве Толстом. Как же выглядела Петербургская жизнь с точки зрения дореволюционного сатирика?

Есть предположение, что господин Диоген был, уж если не противником брака, то по крайне мере относился к нему как к тяжелому бремени, ибо как еще объяснить такие скабрезности на сей счет.

Институт сватовства, кстати, тоже подвергнут критике. Автор просто еще не знал, что через сто лет появится легендарная программа «Давай поженимся». И роль свах на всю страну возьмут на себя актриса, астролог и Роза Сябитова.

Петербургская жизнь, 1896 г., №167
Петербургская жизнь, 1896 г., №167

Не только брак, но и семейная жизнь, по мнению Диогена, весьма удручающий процесс. Так, например, в одном своем очерке автор высмеял мужей, «тиранов, извергов и эгоистов», предостерегая дам от замужества. Ну, справедливости ради, после прочтения таких характеристик любая трижды подумает. Настоящее пособие для феминисток.

Надо сказать, что дамам тут тоже досталось, как, по-видимому, созданиям легкомысленным и расчетливым. Вот подумаешь, пофлиртовала, что же теперь, сцены устраивать, право слово. Или «плохой подарок – держи повод для ревности». Так что Диоген рекомендует мужьям либо дарить бриллианты, либо ставить прививки от ревности.

Или вот, несчастный муж был просто истерзан искусством из-за пагубного пристрастия жены к роялю. Вот что значит господину со свахой не повезло.

Петербургская жизнь, 1897г., №229
Петербургская жизнь, 1897г., №229

Автору вообще женщин жалко, судя по всему. Им приходится много трапезничать, потом корсеты эти постоянно покупать и носить, и того хуже – целоваться с курящими старичками на Пасху.

Петербургская жизнь, 1896 г., №178
Петербургская жизнь, 1896 г., №178

Кстати, отказаться от угощений мужчины тоже не в состоянии, как выяснилось. Такими темпами они озолотят любого продавца велосипедов.

Петербургская жизнь, 1896 г., №177
Петербургская жизнь, 1896 г., №177

А кумиром господина Билибина был, по всей видимости, Лев Николаевич, которого он интервьюировал. Тут тебе и вино пить «стыдно», и корсет носить «стыдно», и танцевать «стыдно», а уж жениться «тае, тае, стыдно». Но тут проблемка: журналистом-то быть тоже «стыдно». Вот так вот Толстой подколол и нашего остряка.

Анастасия Ковалева, библиотекарь Отдела периодических изданий