Найти тему
Мама-солнце

Давай с тобой поговорим, или как слушать, чтобы слышать

Я услышала собственный крик, увидела себя со стороны и мне стало страшно. Это было в мае, когда все мы уже не первый месяц сидели в изоляции...

Это случилось внезапно, но перевернуло мой мир. Дочка проходила завершающий тест по окружающему миру. Заканчивался учебный год. Помните эти замечательные месяцы, когда все мы получили чудесную возможность пообщаться с близкими, остаться наедине со своей семьёй? Для многих из нас это время стало испытанием на прочность. Я не говорю о болезни - это другое. Я имею в виду дистанционное обучение.

Итак, за окном яркая зелень и цветущие деревья. Солнышко светит. Осталось несколько контрольных - и, наконец, наступит свобода! Учительница несколько раз спросила у детей, нет ли случайно рядом родителей, и предложила взрослым покинуть комнату. Я, естественно, и не подумала выйти. Я в школе получила золотую медаль и просто обязана проконтролировать дочку - она тоже должна получать одни пятёрки.

Девочка начинает проходить тест, вслух читает один из вопросов, я подсказываю ей правильный ответ. Дочь нажимает другую кнопку. И я начинаю кричать на неё...

-2

В этот момент я вижу происходящее со стороны: испуганный ребёнок, страшная мама, которой и быть-то в комнате не должно, ей там делать нечего. Это не её контрольная, не её обучение. Она давно закончила свою школу и получила все свои оценки!

Мне стало безумно стыдно. С тех пор я сознательно училась контролировать своё состояние, экологично выражать эмоции, слушать и слышать своих детей.

„Вы так громко кричите мне в уши, что я не слышу; что вы говорите.“ —  Ральф Уолдо Эмерсон (американский поэт, философ, пастор)

Часто мы повышаем голос, когда устаём повторять одно и то же, ведь подросток просто игнорирует наши слова, в ответ включает громко музыку или демонстративно затыкает уши. И с вероятностью 99,9% в этот момент он думает, что это вы его не понимаете и не хотите услышать...

Мы, люди, существа социальные, и общение нам необходимо так же, как пища и вода. Ребёнок, лишённый человеческого общества до двух лет, так и не начинает говорить. Зато находящийся в близком контакте с родителями малыш успевает за два года пройти путь от инопланетянина, не понимающего ни слова и отличающего тысячи оттенков эмоций на лице и в звучании голоса, до человека, способного описывать свои потребности полными предложениями.

Чем старше мы становимся, тем больше нам нравится рассказывать о себе. О своих мыслях, переживаниях, о своих жизненных установках.

Мы всё реже встраиваемся в собеседника, пытаясь ощутить его настроение, состояние. Чтобы научиться слышать других, по сути, нам нужно возвратиться к тому, что мы умели уже при рождении.

Виды слушания:

  1. Поверхностное
  2. Сфокусированное
  3. Глобальное

Попробуйте определить, как вы обычно слушаете своего ребёнка, а потом попробуйте использовать следующий уровень - и вы узнаете много нового о маленьком человеке, столько лет находящемся рядом с вами.

Поверхностное слушание.

Мы используем чаще всего. Оно нужно для быстрого обмена информацией, чтобы убедиться, что то, что говорит собеседник, совпадает с нашей картиной мира. Когда мы слушаем поверхностно, внутри возникает огромное количество мыслей, аналогий, собственных историй на тему. Да, мы слышим содержание, но сразу оцениваем сказанное и начинаем к нему как-то относится.

В словах другого мы замечаем только то, что касается лично нас, остальное пропускаем мимо ушей. Часто просто перебиваем собеседника, так не терпится высказаться самому.

После такого общения мы расходимся, либо довольные друг другом, нам кажется, что мы обо всем договорились; либо наоборот – каждый остаётся при своём – единственно правильном – мнении.

-3

Сфокусированное слушание.

Мы пытаемся понять говорящего, осознать его картину мира. Наше внимание сконцентрировано на другом человеке. Попробуйте смотреть в глаза собеседнику, не отвлекаться на гаджеты и параллельные мысли. Пройти вместе с рассказывающим от начала до конца, настроиться на процесс и увидеть развитие темы.

Замечательные вопросы: «Помоги мне понять…» или иначе: «Правильно ли я понял, что…» - дают возможность говорящему раскрыться и подробнее объяснить свою позицию.

Сфокусированное слушание помогает прояснить разногласия, найти точки соприкосновения, решение в сложных ситуациях.

Глобальное слушание.

Мы воспринимаем не только слова, но и эмоции человека. Мы настроены на него всеми органами чувств, замечаем невербальные сигналы. Грусть или смешинку, спрятанные в глазах. Сжатые руки, зажатую или наоборот расслабленную позу.

Мы реагируем на тональность и темп речи, ловим подтексты, смысл «между строк».

В этот момент активируется наибольшее количество зон нашего мозга. Корой больших полушарий мы анализируем, насколько произнесённый текст соответствует языку тела. Инсула помогает заметить, как меняется скорость нашего дыхания, например, при настройке на собеседника. Лимбическая система ловит все ощущения, в том числе и запах, открывающий много тайн для того, что готов погружаться в мир другого человека.

Глобальное слушание достаточно энергозатратно, поэтому мы крайне редко используем его спонтанно. Чаще это годами нарабатываемый профессиональный навык психологов, коучей, людей различных помогающих профессий. Для глобального слушания нужно самому находиться в ресурсе, то есть в хорошем психоэмоциональном состоянии.

Но поверьте, это невероятно интересно – увидеть мир чужими глазами, услышать и почувствовать жизнь так, как это делает другой человек.

Желаю вам чудесных открытий! Мы все такие разные, и каждый встреченный человек дарит нам дополнительное время жизни, если мы находим в себе силы услышать его. А наши дети достойны нашего внимания по праву своего рождения.