У каждого учителя случаются сложные ситуации на уроках: отказ заниматься, излишняя эмоциональность, даже истерика. Для успешного их решения понадобятся знания психологии, креативность, а главное – желание справиться со сложной ситуацией.
Сложные ситуации часто происходят из-за того, что ученик пришел на урок в плохом или подавленном настроении. Это важно заметить в начале урока и помочь справиться. Плохое настроение может быстро превратиться в слезы, в отказ заниматься и даже в агрессию. Поэтому предлагаем вам инструментах «арт-терапии», с помощью которых вы сможете улучшить настроение ученика и провести урок продуктивно.
Плохое настроение может быстро превратиться в слезы, в отказ заниматься и даже в агрессию
Что такое арт-терапия?
Автор книги «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» М.В. Киселёва предлагает следующее определение:
арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем
Метод предполагает использование человеком различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния и используется как инструмент психологической помощи.
Иными словами, арт-терапия – это лечение искусством. В нашем случае –инструмент помощи ученику в рамках урока.
Применяем на практике
Если вы заметили плохое, агрессивное или раздражительное поведение ученика на уроке, попробуйте применить арт-терапию. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику восстановить эмоциональное состояние:
- Попросите ученика выбрать цвет, который соответствует его настроению. Например, если у ученика плохое настроение, он может выбрать чёрный цвет. Включите функцию «доска» и попросите нарисовать фигуру этим цветом или просто хаотично разрисовать экран. Потом спросите, какой цвет больше похож на радость и хорошее настроение. Например, ученик выберет зелёный. Предложите ему закрасить фигуру, которая была чёрной, зелёным цветом. Ваша задача – проговаривать, что так вы избавляетесь от плохого, чёрного настроения.
- Попросите ученика выплеснуть свои эмоции на экране, нарисовать то, что его беспокоит, даже если это будет что-то абстрактное. Главная идея такого упражнения – выплеснуть свои эмоции, избавить от того, что расстраивает, через рисунок. А потом вместе сотрите то, что нарисовал ученик, таким образом выбрасывая всё плохое из головы.
- Попросите нарисовать что-то хорошее, то, что нравится ученику. Например, море, шоколадка, мороженое и т.д. Пока ученик рисует, уточняйте, какого цвета мороженое, какой у него вкус. Какой шоколад – молочный или горький. Это поможет переключить внимание на положительные эмоции.
- Если вы чувствуете, что сейчас ученик не хочет выполнять ваши инструкции, позвольте ему нарисовать то, что он хочет сейчас нарисовать. Помогайте ученику справиться с эмоциями, по ходу аккуратно уточняя, что он нарисовал, почему именно это, что его тревожит или радует. Дайте ученику время переключить своё внимание буквально на 2-3 минуты.
А что, если стало хуже?
Если у ученика началась истерика, он плачет и отказывается заниматься, рисовать, прервитесь на несколько минут. Спросите у ученика, где бы он сейчас хотел оказаться, предложите ему закрыть глаза, представить это место, задавайте наводящие вопросы. Например, если это парк, спросите, какие там аттракционы, во что он одет, что у него в руках, с кем он, и так далее.
Ученики обязательно оценят ваш эмпатичный подход к своему состоянию. Как правило, если тактично проявить заботу и небезразличие, предложить помощь, дети раскрываются и доверяют вам. Если вы чувствуете, что вашему ученику необходима ваша помощь и опора, отвлекитесь на 3 минуты. Это не повредит уроку, а сделает его более продуктивным.
Если не работать с настроением ученика, он не сможет сконцентрироваться на занятии и урок пройдет впустую. Вспомните, каково это – пытаться учиться, когда голову занимают совсем другие проблемы.
Анастасия Никонова, методист Учи.Дома
Вы были знакомы с приемами арт-терапии, пробовали применять их на уроках? Делитесь опытом в комментариях 🎨👇🏼
#арттерапия #психология #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование