Найти в Дзене

Арт-терапия на уроке: помогаем ученику справиться с эмоциями

Оглавление

У каждого учителя случаются сложные ситуации на уроках: отказ заниматься, излишняя эмоциональность, даже истерика. Для успешного их решения понадобятся знания психологии, креативность, а главное – желание справиться со сложной ситуацией.

Сложные ситуации часто происходят из-за того, что ученик пришел на урок в плохом или подавленном настроении. Это важно заметить в начале урока и помочь справиться. Плохое настроение может быстро превратиться в слезы, в отказ заниматься и даже в агрессию. Поэтому предлагаем вам инструментах «арт-терапии», с помощью которых вы сможете улучшить настроение ученика и провести урок продуктивно.

Плохое настроение может быстро превратиться в слезы, в отказ заниматься и даже в агрессию

Что такое арт-терапия?

Автор книги «Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» М.В. Киселёва предлагает следующее определение:

арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем

Метод предполагает использование человеком различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния и используется как инструмент психологической помощи.

Иными словами, арт-терапия – это лечение искусством. В нашем случае –инструмент помощи ученику в рамках урока.

-2

Применяем на практике

Если вы заметили плохое, агрессивное или раздражительное поведение ученика на уроке, попробуйте применить арт-терапию. Вот несколько упражнений, которые помогут ученику восстановить эмоциональное состояние:

  1. Попросите ученика выбрать цвет, который соответствует его настроению. Например, если у ученика плохое настроение, он может выбрать чёрный цвет. Включите функцию «доска» и попросите нарисовать фигуру этим цветом или просто хаотично разрисовать экран. Потом спросите, какой цвет больше похож на радость и хорошее настроение. Например, ученик выберет зелёный. Предложите ему закрасить фигуру, которая была чёрной, зелёным цветом. Ваша задача – проговаривать, что так вы избавляетесь от плохого, чёрного настроения.
  2. Попросите ученика выплеснуть свои эмоции на экране, нарисовать то, что его беспокоит, даже если это будет что-то абстрактное. Главная идея такого упражнения – выплеснуть свои эмоции, избавить от того, что расстраивает, через рисунок. А потом вместе сотрите то, что нарисовал ученик, таким образом выбрасывая всё плохое из головы.
  3. Попросите нарисовать что-то хорошее, то, что нравится ученику. Например, море, шоколадка, мороженое и т.д. Пока ученик рисует, уточняйте, какого цвета мороженое, какой у него вкус. Какой шоколад – молочный или горький. Это поможет переключить внимание на положительные эмоции.
  4. Если вы чувствуете, что сейчас ученик не хочет выполнять ваши инструкции, позвольте ему нарисовать то, что он хочет сейчас нарисовать. Помогайте ученику справиться с эмоциями, по ходу аккуратно уточняя, что он нарисовал, почему именно это, что его тревожит или радует. Дайте ученику время переключить своё внимание буквально на 2-3 минуты.
-3

А что, если стало хуже?

Если у ученика началась истерика, он плачет и отказывается заниматься, рисовать, прервитесь на несколько минут. Спросите у ученика, где бы он сейчас хотел оказаться, предложите ему закрыть глаза, представить это место, задавайте наводящие вопросы. Например, если это парк, спросите, какие там аттракционы, во что он одет, что у него в руках, с кем он, и так далее.

-4

Ученики обязательно оценят ваш эмпатичный подход к своему состоянию. Как правило, если тактично проявить заботу и небезразличие, предложить помощь, дети раскрываются и доверяют вам. Если вы чувствуете, что вашему ученику необходима ваша помощь и опора, отвлекитесь на 3 минуты. Это не повредит уроку, а сделает его более продуктивным.

Если не работать с настроением ученика, он не сможет сконцентрироваться на занятии и урок пройдет впустую. Вспомните, каково это – пытаться учиться, когда голову занимают совсем другие проблемы.

Анастасия Никонова, методист Учи.Дома

Вы были знакомы с приемами арт-терапии, пробовали применять их на уроках? Делитесь опытом в комментариях 🎨👇🏼

#арттерапия #психология #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование