В 1938 году художник Роб Граафланд пишет своему другу и коллеге Чарльзу Холлману: "... Очевидно, что все, что происходит в мире, влияет на мировоззрение художников, но факт остается фактом: чем более деловой и рациональной становится жизнь, тем сильнее у людей желание романтики. В конце концов, романтика — неотъемлемая часть жизни ".
Роберт (Роб) Граафланд родился в 1875 году в нидерландском городе Маастрихт, столице провинции южный Лимбург.
Он был вторым ребенком в семье банкира и геральдиста Йохана Граафланда. Семья Граафландов, старинная, почтенная и богатая, принадлежала к правящему классу, называемому «регентен», с начала 17 века управляющему провинциями и городами страны.
После того, как банк отца разорился, семья переехала в Амстердам. Роб Граафланд посещал одновременно две школы: Национальную школу для учителей рисования, и Школу Квеллина, задачей которой было обучать молодых людей ремеслу.
Родители Роба хотели, чтобы тот стал архитектором, но его самого больше привлекала живопись. В 1895 году Граафланд поступил в Королевскую академию искусств в Амстердаме. По вечерам он преподавал живопись в художественной школе.
В 1898 году Граафланд вернулся в Маастрихт, который в те дни был маленьким городком, настоящей «культурной пустошью». Он поступил на службу в Городской художественный институт, а в 1902 году также основал Воскресную школу декоративного искусства.
Учениками его были, в основном, ремесленники, юноши, работавшие в гончарной промышленности. Граафланд же придерживался мысли, что важна не только польза, но и красота. Он устраивал своим подопечным занятия на природе, преподавал музыку и литературу.
К этому времени относятся первые работы самого Граафланда, некоторые из которых ясно отражают будущее направление его живописи.
Граафланда мало интересовали натюрморты, не писал он картин на религиозные сюжеты. Привлекали его пейзажи, портреты, а также возможность выразить красками впечатление от любимой музыки и поэзии:
Тема жизненного пути была навеяна произведением «Die Schöpfung» (Творение) Гайдна, в котором говорится о сотворении мира и, в частности, о счастливом времени пребывания Адама и Евы в Эдемском саду.
В 1902 году Роб Граафланд женился на Марии Дюкен. В 1903 году родилась их дочь. Роб и Мария долгое время жили в Италии, искусство, архитектура и климат которой настолько поразили Граафланда, что в 1911 году он спроектировал собственный дом и разбил террасный сад в итальянском стиле.
Автор книги 1920 года «Искусство в Лимбурге» Ян ван дер Воорт пишет:
«Каждый раз, когда Граафланд рисует самое благородное в мире — человеческое существо, ему удается избежать того, что многих людей иногда шокирует в современном искусстве, и грубые мазки цвета создают утонченное, неземное лицо».
Восемь лет, проведенные в деревушке Синт-Питер, стали самыми счастливыми в жизни Граафланда.
Он отказался от приглушенных тонов, в которых преимущественно писал, а многие свои картины прошлых лет попросту уничтожил.
Граафланд разработал свой собственный стиль, который позже искусствоведы и критики стали называть «романтическим импрессионизмом.
Творчество Граафланда того времени — солнце и свет, радость жизни и счастье. Блистательные, красочные, романтические композиции.
Фриц Гувертс, сын художника Анри Гувертса, жившего неподалеку в Маастрихте, много позже напишет Сюзанне, дочери Граафланда:
«Я …дорожу воспоминаниями о вашем саде. Сказочный покой позднего летнего дня, когда в фонтане плавают яблоки, в то время как белые львы безмятежно смотрят вдаль, задумчиво...
Так восхитительно тихо, без шума самолетов и мопедов. И откуда нам знать, насколько отвратительным может быть мир? Это длилось недолго, но это было прекрасное время».
Счастливое время внезапно закончилось. Граафланд пережил потерю состояния, дома, войну, депрессию и попытку самоубийства. Ученики его выросли, пошли своим путем.
Граафланд стал учителем рисования в школе домоводства в Маастрихте. В последние годы жизни он работал больше как иллюстратор детских книг, создавал рекламные плакаты, а также эскизы для ковров и гобеленов.
Но помнят и ценят его, в первую очередь, как «художника солнечного света».
«Если моя работа способствовала счастью людей, и если я преуспел в демонстрации красоты и чистоты Божьего творения, то мой труд не был напрасным».
Обложка: Жизненный путь. Масло, холст. Источник: https://www.robgraafland.nl/paintings/levenswandel7.jpg
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.