Казахстанская машиностроительная группа Allur фигурирует в списке возможных покупателей завода Volkswagen в Калуге. Информация пока не подтвержденная (наши автопроизводители отказались от комментариев), но интересна самим фактом появления. Получается, что казахстанские промышленники доросли до решения вопросов такого серьезного масштаба, а это позитивный во всех отношениях момент.
ВПЕРЕД И ВВЕРХ
Когда казахстанская нефтяная компания покупает НПЗ в Румынии – это укладывается в стереотипы о «богатой нефтью стране». А вот утечки про покупку завода Volkswagen из разряда новостей индустриальной повестки. Получается, что по крайней мере внешние игроки воспринимают своих казахстанских коллег всерьез. Еще пятилетку назад такое трудно было бы себе представить, однако прогресс не стоит на месте.
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung в октябре прошлого года сообщало, что Volkswagen не прочь продать завод российским или китайским покупателям. Из-за геополитики для VW работа на российском рынке сложилась далеко не лучшим образом.
Российская инвестиционная компания АФК «Система» рассматривает вариант приобретения завода Volkswagen в Калуге, сообщает «КоммерсантЪ». К сделке могут привлечь казахстанского автопроизводителя Allur, в который входят китайские соинвесторы, выпускающие Volkswagen в КНР. Потенциальные покупатели хотят перезапустить предприятие, при этом сохранив модели VW.
На самом деле перипетий вокруг Калужского автозавода очень много, что периодически просачивается на страницы СМИ. Немецкие инвесторы не хотят уходить из России полностью, из-за чего их переговорная позиция предполагает возможность обратного выкупа акций.
Производство они тоже хотят сохранить, поэтому в число переговорщиков с ними входят прежде всего производственные компании, так или иначе связанные либо совместимые с производственным циклом Volkswagen. В общем, немецкий концерн готов поставлять свои компоненты если не из Евросоюза, то из Китая.
С марта прошлого года завод в Калуге не работает, а его сотрудники получают 2/3 оклада. Видимо, промышленники надеялись, что события вокруг Украины закончатся в приемлемые сроки и производство можно будет восстановить. Однако геополитическое напряжение затянулось, и бизнесмены из Германии начали искать варианты.
КАЛУГА И АВТОПРОМ
Завод Volkswagen в Калуге открыт в 2007 году, с 2009-го он работает в режиме полного цикла – со сваркой и окраской кузовов. Мощность площадки – 225 тысяч автомобилей в год, при этом по итогам 2021-го было выпущено 118 тысяч. Данных по 2022-му нет.
На предприятии выпускались компактный кроссовер Volkswagen Tiguan (построен на базе Volkswagen Golf, оснащен передним или полным приводом, пятиместный просторный салон обладает интересными возможностями для трансформации) и Polo (компактный автомобиль может быть хэтчбеком, седаном, универсалом, входит в десятку самых продаваемых автомобилей Европы). Там же действовала линия для Skoda Rapid.
Также у VW в Калуге есть завод бензиновых двигателей с мощностью выпуска 150 тысяч штук в год, что сильно добавляет значимость местному производству.
Оба автозавода пытались возобновить производство еще в прошлом году, но из-за санкций, запрещающих поставку комплектующих дороже 300 евро, сделать это оказалось невозможно.
В холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова входят лесопромышленная Segezha Group, сборщик электроники Sitronics, производитель медикаментов Биннофарм Групп, а вот автомобильных активов в нем нет. Поэтому в качестве партнера, которого могут привлечь для управления заводом в Калуге, называется казахстанская AllurGroup, располагающая машиностроительными подразделениями «Агромашхолдинг» и «СарыаркаАвтоПром» в Костанае.
Что будут собирать на калужском заводе после продажи АФК «Системе» пока не понятно. Возобновить сборку моделей под марками VW и Skoda помешают санкции, а организация здесь производства машин китайских марок потребует времени и немалых инвестиций – если речь не идет про «отверточную» сборку. Но имеется решение, которое позволило бы начать выпуск автомобилей без переналадки конвейера.
В Китае у концерна Volkswagen есть локальный бренд Jetta, под которым производятся седаны VA3, построенные на той же базе, что и калужские VW Polo и Skoda Rapid. Также в линейке Jetta имеется кроссовер VS5, являющийся близким родственником Skoda Karoq и VW Taos, которые ранее собирали в России.
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР
На Поднебесную в 2021 году пришлось около 50 % продаж Volkswagen, поэтому рынок КНР является крупнейшим для автоконцерна. Автомобили местного и импортного производства компании продаются в Китае под различными торговыми марками, такими как Volkswagen, Audi, Škoda, Bentley и Lamborghini.
Сегодня автоконцерн имеет 16 представительств в стране, осуществляющих поставку запчастей и предоставление услуг как для клиентов, так и для промышленности, в дополнение к производству и импорту автомобилей.
С мая 2004 года работает Volkswagen Group China (VGC), которая отвечает за продажи и маркетинг, технологии, закупки, персонал, отношения с китайским правительством, а также финансы. В задачи VGC входит надзор за китайскими ассоциированными компаниями Volkswagen Group и создание новых бизнес-сегментов.
Учитывая все вышеизложенное для немецкого автоконцерна наиболее оптимально передать свои российские производственные мощности на китайское крыло. Сама схема получается во многом матрешечная, когда ассоциированные с Volkswagen компании налаживают производственную кооперацию с российскими автопроизводителями, а составной частью всей машиностроительной гравитации выступает группа компаний Allur со своей производственной базой и логистическими компонентами.
Volkswagen еще в 2020 году вел переговоры по приобретению 50 % акций китайской компании Anhui Jianghuai Automobile Group Holding, которая владеет автомобильной маркой JAC Motors. По информации агентства Reuters предполагаемая сумма сделки составляла $491 млн.
Таким образом можно утверждать, что немецкий концерн очень глубоко интегрирован с китайским автопромом, хотя геополитические препятствия из-за американо-китайского экономического соперничества VW чинятся постоянно.
НАШИ ТАМ
Появление Allur во всех этих раскладах с одной стороны случайно, а с другой закономерно. Не разразись война санкций, в ходе которой западные политики всерьез взялись за автомобильную отрасль на территории России, немецким автопроизводителям не пришлось бы искать варианты выхода из неблагоприятной ситуации.
Наличие обширных немецко-китайских связей в автомобильном производстве вполне естественным образом привело к идее «перекладывания» российских активов из европейского «кармана» в китайский. Входящий в группу компаний Allur Костанайский автозавод имеет китайских соинвесторов и в промышленной кооперации выпускает модели под брендом JAC.
Российская линейка машин на предприятии «СарыаркаАвтоПром» тоже собирается.
Таким образом казахстанские машиностроители оказались в положении моста и связующего звена между немецкими, китайскими и российскими коллегами. В автобизнесе, как и в практически любом другом серьезном производстве, важное место занимают личные связи и устоявшиеся форматы взаимодействия. Опять же общий рынок ЕАЭС как важная и облегчающая многие вопросы структура.
У Allur репутация хорошая, поскольку компания из года в год наращивает объемы производства, расширяет список индустриальных партнеров и успешно решает вопросы адаптации в далеко не лучшее для мирового автопрома время.
Менеджмент компании умеет работать хоть с российскими, хоть с китайскими партнерами. Учитывая общие параметры такого города как Калуга, вряд ли в плане культуры труда он сильно отличается от Костаная.
Поэтому идея привлечь казахстанских партнеров для управления калужским автомобильным кластером со стороны потенциального покупателя вполне логичная и здравая.
DAS AUTO
Если мы посмотрим на список самых продаваемых новых автомобилей в Казахстане за январь, то в десятке лидеров представителей концерна Volkswagen не найдем. Однако это совершенно не означает, что у представительного семейства в республике слабые позиции.
За последние годы в стране значительно выросли продажи тех автомобилей, которые в той или иной степени локализованы на местных производственных мощностях. Так показывает свою работу государственная поддержка отечественного производителя.
Звездным часом для VW и теперь входящего в концерн Audi были девяностые годы, когда «немцы» да «японцы» делили львиную долю местного автомобильного рынка.
С «нулевых» годов доля немецких автомобилей на рынке Республики Казахстан стала сокращаться. Сначала их потеснили «корейцы», потом «китайцы».
Если в нише подержанных машин Volkswagen по-прежнему силен, то по новинкам позиции уже не такие убедительные. Хотя машина авторитетная и заслуженная, имеет своих многочисленных фанатов.
Пожалуй, классика VW на местных дорогах – это Polo и Passat. Данныемодели можно без проблем заказать в официальных дилерских центрах Volkswagen. Машины эти новых поколений и в качественно иной комплектации по сравнению с «ревущими девяностыми». Например, для поклонников спортивного стиля в комплектации Polo есть опционный пакет «Спорт».
Passat предлагается с 1,4-литровым бензиновым двигателем, мощностью в 150 л.с., силовой агрегат доступен с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач DSG.
Экстерьер Passat отличают модернизированная решетка радиатора, новый передний бампер и задний диффузор. В машине реализована совершенно новая система головного освещения со светодиодными фарами, светодиодными дневными ходовыми огнями и противотуманными фарами с функцией подсветки поворотов.
Компактный кроссовер Tiguan казахстанцам знаком меньше, хотя это бестселлер Volkswagen. Видимо, сказывается его более высокая цена, чем коридор для «народного автомобиля». А тем временем в Tiguan появились новые обивки сидений и цвета отделки салона, а также многоцветная атмосферная подсветка.
Набор функционального оборудования расширился за счет обновленной мультимедийной системы с расширенным функционалом и возможностями персонализации.
Климатическая установка Climatronic теперь переведена в цифровой формат – управлять ею можно с помощью сенсорных регуляторов и кнопок.
Если группа компаний Allur продолжит прогрессировать в прежнем темпе, а геополитическая обстановка будет заставлять немецкие автоконцерны становиться более сговорчивыми в вопросах локализации и промышленной кооперации, то перечисленные выше модели мы сможем увидеть и в казахстанской сборке.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»