Наконец-то, свершилось. Наша страна отказывается от пресловутой «болонской системы» высшего образования.
Об этом заявил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. При этом «нужен синтез того лучшего, что было в советской системе, и опыта последних десятилетий».
Знаю, что было лучшего в советской системе, но все годы существования нынешней системы не слышал о её преимуществах.
Изначально было непонятно, во всяком случае автору этой публикации, ради чего ломали прежнюю, проверенную успешным опытом десятилетий, переходя на что-то ненужное.
О ненужности заимствованной системы было ясно изначально. Поскольку сегодня даже некоторые члены Совета Федерации отмечают, что "цель присоединения России к Болонскому процессу не была достигнута – признание российских дипломов в Европе так и не состоялось".
Выходит, люди во власти с самого начала ломки прежней системы собирались обеспечивать специалистами не собственную экономику и отечественное хозяйство, а Европу. Пытались облегчить отечественным выпускникам нахождение работы за рубежом. Не дома.
Но, замечу, что заграница с удовольствием принимала российских высококвалифицированных специалистов, учёных и с прежними, доболонскими дипломами советского образца.
Достаточно вспомнить бывших наших соотечественников Андрея Гейма и Константина Новосёлова, которые стали лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года.
Первый, Гейм, сначала по «старой» советской системе окончил Московский физико-технический институт, в 1982-м - аспирантуру, в 1987-м получил степень кандидата физико-математических наук.
А в 1990 году со всеми своими советскими дипломами - и знаниями - уехал в Великобританию, несколько позже стал подданным Королевства Нидерландов.
Второй, Новоселов, в 1991-м окончил школу, поступил в Московский физико-технический институт, с отличием окончил его в 1997-м.
В 1999 году уехал в Нидерланды, где стал аспирантом Гейма в Университете Неймегена. Вместе с ним в 2001-м перешел в Манчестерский университет.
И всё это было до 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу.
Из этого примера напрашивается вывод: нужен не диплом, нужны мозги, нужны знания.
Конечно, жаль потерянных лет. И всё равно постепенное избавление от мОрока радует.
Но любое строительство начинают с закладки надёжного, крепкого фундамента.
Так и основы высшего образования следует начинать со школы.
Школьное образование тоже надо избавлять от мОрока западных новаций, необходимо возвращаться к лучшему, что было в советских школьных учебниках, в советских школьных программах.
В частности, пора избавляться от ЕГЭ, который превращает учёбу в выпускных классах не в процесс усвоения школьных знаний, а в натаскивание на сдачу этого пресловутого экзамена.
То же относится к учебникам, из-за которых для школьников и их родителей школьные годы превращаются в пытку.
…На днях в лифте поднимался с дедушкой и его внучкой. Слышу, как он ей говорит, что теперь ей надо за уроки садиться. Опять, наверное, со слезами. Выяснилось, возвращаются с тренировки. Девочка учится в 3-м классе. Домашку делает с помощью деда или родителей.
Для меня, который родителей лишь по вечерам видел, и уроки делал без их вмешательства, подобное звучит дико.
Всё дело, по-моему, в учебниках. В прежних, в частности, по математике и, особенно, по русскому всё было ясно для школьника со средними способностями.
…Остаётся надеяться, что в следующем послании президента и об этом услышим.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.