На днях в ночи я совершила невозможное: начитала лекцию "Мода и любовь", тем самым завершив наконец цикл "Феноменология моды", который предполагала в свое время для студентов-культурологов, а теперь выложила в общий доступ.
И тут мне лентой приносит новый клип Майли Сайрус "Flowers". Я смотрю на него и вижу ровно тот образ, которого мне очень не хватало, чтобы ту лекцию завершить на 2023 годе чем-то таким из общества, а не с подиума. Счастливая женщина, которая сама по себе плавает в бассейне, наслаждается собственным телом, обществом самой себя и нисколько не страдает от одиночества. Конечно же, она может дружить, любить от души, строить крепкие отношения, но конкретно сейчас она проживает свое одиночество c наслаждением.
Я знаю, что среди вас таких очень много. Некоторые получили эту способность чувствовать себя полноценной вне отношений как подарок из родительской семьи. Некоторые выстрадали в процессе длинных мучительных отношений и тяжелых разводов. Я сама из таких, кто внешне выглядит блестяще и самостоятельно, но до недавнего времени вела себя не как полноценный человек, а как "половинка", которой обязательно нужно найти другого, чтобы компенсировать себя до целого. Тридцать пять лет мне понадобилось на то, чтобы понять, что влюбляться с первого взгляда - это не совсем здоровая история, а бабочки в животе - это не любовь, а честный симптом угрозы, который перекодировался в романтические переживания.
Тем не менее, связка любви и стресса, а также любви и аффекта, это наше культурное наследие, которое надо понимать чуть ли не от древних египтян, и видеть вокруг себя: в магазинах, клипах, на подиуме. Как рыба не замечает воды, в которой живет, пока её оттуда не вытянут, так и человек не замечает многих странных, а иногда и страшных вещей, к которым привык не то что с детства - впитал от длинного корня своих предков, который теряется где-то в глубине веков.
Очень сложно было отделить тему любви от темы смерти и власти, про которые некоторые из вас уже лекции посмотрели. Любовь, как мы её привыкли видеть, сплетается с ними намертво и густо замешивается на ритуальной игре. Так мы получаем тот самый пресловутый романтический стиль или драматически-распаляющий, как шоу и знойные фотосессии во взрослых журналах. А любовь созидающая, полноценная и конструктивная, будто не имеет собственного образа - она тоже сплетается, но уже с темой труда.
Получается, что увидеть и выразить мы её не умеем. Нет для неё отдельного образа.
Мне кажется, что сейчас человечество как раз этот образ ищет. Само его определение апофатично. Любовь - это не подчинение себе другого человека, кем бы он ни был: супругом, ребенком, родителем. Это не фантазия, заставляющая задыхаться от приливов чувств. Это не уход в вышние сферы, хотя любовь к Богу может направлять по жизни, но мы о людской говорим. Это не слепая преданность и не раздача себя до предела, пока ничего не останется. И вместе с тем, она включает и самоотдачу, и самоотверженность, и служение, и следование за другим - но и ведение, и изобилие, и стремление в будущее, и уважение к тому, что было.
Поиски визуального проявления для такой огромной и прекрасной штуки мучительны, и мучаться мы будем всем поколением долго и упорно. Да ещё и нашим детям хватит работы.
А я вас приглашаю посмотреть свой материал, где собрала образы любви палеолитических Венер, датированных 25000 лет до нашей эры, богини зерна и макового беспамятства Деметры, средневекового миннезанга и современного подиума. Проект "Альфа Центавра" продолжается, и ссылку на него я закрепляю в первом комментарии.
Благодарю вас всех за внимание! Спасибо за то, что остаетесь со мной, принимаете участие в обсуждениях и вставляете свое слово, которое существенно обогащает любые поиски.
И конечно, если я вам потребуюсь как стилист, ссылка на мой сайт и контакты в профиле канала. Всем прекрасного дня накануне длинных выходных и отличных праздников!