Найти в Дзене
Сергей Рязанцев

С ума сшедшая Анька

Есть в "Анне Карениной" такой эпизод: главную героиню не пускает на порог лучшая подруга. Жена уходит от мужа к любовнику, по привычке хочет зайти в гости, но: - Аня, извини, у меня же дочери-подростки, какой пример ты им подаёшь! Интересно, что авторский замысел (судя по дневникам) оказался прямо противоположен полученному результату. Лев Толстой хотел показать саморазрушение молодой женщины, бросившей мужа и потом (как следствие этой чудовищной ошибки) бросившейся под колёса поезда. Это на самом деле нравоучительная (учащая нравам) книга. Не будь козой - не бодайся с мужем, не кидайся на других мужиков, не ложись на рельсы. Важно понимать также весь ужас подобного финала для людей того времени - самоубийц тогда не отпевали и не хоронили на кладбищах. Это была позорнейшая смерть, которой врагу не пожелаешь. Но со временем в общественном сознании роман отразился примерно так: - Мужа (жену) бросать конечно нельзя, но если уж очень хочется - то можно - ведь против любви не попрёшь! С те

Есть в "Анне Карениной" такой эпизод: главную героиню не пускает на порог лучшая подруга.

Жена уходит от мужа к любовнику, по привычке хочет зайти в гости, но:

- Аня, извини, у меня же дочери-подростки, какой пример ты им подаёшь!

Интересно, что авторский замысел (судя по дневникам) оказался прямо противоположен полученному результату. Лев Толстой хотел показать саморазрушение молодой женщины, бросившей мужа и потом (как следствие этой чудовищной ошибки) бросившейся под колёса поезда.

Это на самом деле нравоучительная (учащая нравам) книга.

Не будь козой - не бодайся с мужем, не кидайся на других мужиков, не ложись на рельсы. Важно понимать также весь ужас подобного финала для людей того времени - самоубийц тогда не отпевали и не хоронили на кладбищах. Это была позорнейшая смерть, которой врагу не пожелаешь.

Но со временем в общественном сознании роман отразился примерно так:

- Мужа (жену) бросать конечно нельзя, но если уж очень хочется - то можно - ведь против любви не попрёшь!

С тех пор - очень хочется очень многим.

Роман стал гимном не любви (измена не имеет с ней ничего общего) и мощнейшим художественным оправданием супружеской неверности: мол, если Аньке можно, мы что - рыжие?

Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012) с Кирой Найтли в главной роли
Кадр из фильма "Анна Каренина" (2012) с Кирой Найтли в главной роли

Приведённый пример суровой подруги (жёсткое общественное порицание недопустимых моделей поведения) называется "остракизм".

Попробуем перенести действие романа в наше время:

Некая загулявшая тётка подходит к подъезду и по привычке здоровается с сидящими на скамейке жильцами. В ответ демонстративное гробовое молчание, ведь все уже в курсе, что она на развод собралась подавать.

Заходит в лифт с другим соседом и спрашивает: "Вам какой этаж?".

До этого ежедневно здоровавшийся человек - поворачивается спиной.

На работе все шарахаются. Начальство хмурит брови и говорит о возможном сокращении. Ведь подчинённая работает учительницей - как можно допускать до обучения детей бабоньку, которая вон чего удумала!

Гулёне хочется излить душу лучшей подруге, с которой вроде бы ещё вчера переписывалась в мессенджерах по сто раз на дню, только она везде уже заблокирована. Надеясь, что произошла ошибка или подруга сменила номер, добирается к ней домой - двери захлопываются перед носом:

- Ты не обижайся, но у меня же дети, ну сама подумай - какой пример...

Или:

Заходит в кафе режиссёр Фёдор Бондарчук, бросивший жену и детей ради молодой актрисы, а его на порог не пускают. Все отводят глаза, старательно не замечая вошедшего. А в телевизоре, журналах, соцсетях не смакуют подробности и образы изменивших - напротив - осуждают этот поступок в хвост и в гриву.

Ну и Паулине с низкой социальной ответственностью тоже достаётся.

Представили? Вот и я не смог.

В наше время ничего подобного давно нет.

Вопрос - хорошо ли это?

Точнее даже так - что мы получили взамен - никого не ругая?

Например, всё и всем разрешающее толерантное западное общество упёрлось в собачьи свадьбы. Да и у нас добрых плодов вседозволенности почему-то не видать.

Статистика разводов под 90% в некоторых регионах. Сотни тысяч абортов год, причём совсем недавно речь шла о миллионах. Брошенные в детских домах дети, огромная часть из которых т.н. "социальные сироты" - при живых родителях то есть. Ток-шоу про пять раз разведённых певиц или "беременных в шестнадцать". Это что ли мы боимся разрушить?

Возьмём другой пример - курение.

Ещё в 80-е годы взрослые не стеснялись делать замечания курящим детёнышам. Обычный разговор тех лет: "Ты вчера Ваньку моего отругал за папиросу, вот спасибо тебе, добрый человек, я ещё дома беседу провёл!".

Демонстративно закурить на улице для школьника или женщины было чем-то немыслимым. Потом в 90-е всё это сошло на нет - ну и что - каков итог этого общественного не осуждения? По статистике 9 из 10 больных раком лёгких - курильщики. Выходит, за прошедшие десятилетия в общей сложности миллионы успели помереть, из-за дыма сушёных листьев.

Или остались инвалидами на всю жизнь: если повезёт, на ранних стадиях можно удалить одно лёгкое и как-то ещё пожить. Например, в совсем небольшой Белгородской области (всего-то 1,5 миллиона жителей) подобных операций делают до 500 и более в год. Скалепелем режут тех, кто когда-то закурил, но - замечание никто не сделал, не отругал, не пристыдил.

Хотя стыд может и должен быть здоровым.

Стыдно семьи разрушать или за свои же деньги докуриваться до смерти.

А в обличении зла ничего плохого нет.

-----------------------------------------------

Читать книгу "Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

Читать книгу "Жертвоприношения наших дней"

-----------------------------------------------