В Красноярском крае реализуются сразу несколько масштабных проектов в сфере автомобильного, воздушного и водного транспорта, которые станут импульсом не только для развития отдельных территорий, но и всего региона.
Губернатор Александр Усс обсудил с заместителем министра транспорта края Дмитрием Зотиным, куда необходимо двигаться, чтобы длинные дороги края стали короче, а время, проведённое в пути, проходило комфортнее.
Новые дороги и мосты
Главный проект этого года – Высокогорский мост в Енисейском районе – уже вошёл в стадию завершения, до конца лета по нему пойдут первые автомобили. Его готовность составляет 88%.
Для доступа к мосту жителей правого берега уже построили 10 км автомобильной дороги. Продолжается реконструкция трассы Енисейск – Высокогорский и Епишино – Северо-Енисейский. В ближайшей перспективе развитие инфраструктуры правобережья Ангарского кластера: запланировано строительство магистрали от посёлка Высокогорский до Мотыгино.
Ещё один проект, который будет завершён в этом году, – реконструкция маршрута Красноярск – Элита вблизи краевого центра. В рамках очередного этапа дорожники расширят проезжую часть до четырёх полос, а на перекрёстке Минино – Бугачёво построят надземный пешеходный переход.
Между тем продолжается реконструкция региональной дорожной сети по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Последние пять лет Красноярский край входит в число регионов-лидеров по доле дорог, соответствующих нормативным требованиям. С 2017 по 2022 год в крае отремонтировали около 2,2 тыс. км автомагистралей. В прошлом году таких объектов было отремонтировано почти 70 и восстановлено 15 мостов.
В этом году запланировано отремонтировать 62 объекта общей протяжённостью более 240 км, также обновить 16 мостов. На эти работы из краевого и федерального бюджетов выделили почти 4,5 млрд рублей. На сегодняшний день дорожники заключили более 75% объёма всех контрактов. Александр Усс подчеркнул, что выбрать подрядчиков на остальные объекты нужно в максимально сжатые сроки и на всех этапах проведения работ организовать постоянный контроль.
В обход Москвы
В настоящее время регион ведёт переговоры с Минтрансом и Минпромторгом РФ, чтобы на базе международного аэропорта Красноярск был создан главный центр послепродажного технического обслуживания самолётов ТВРС-44 «Ладога» и «Байкал».
Создание в крае такого центра связано с планами по приобретению для нужд региона 10 «Байкалов» и 20 «Ладог». На первом этапе предполагается получение опытного образца «Ладоги» и его испытания в аэропорту Черемшанка. После завершения испытательной программы и сертификации планируется передать самолёт АО «КрасАвиа» как серийный для гражданской эксплуатации. При этом красноярские специалисты не просто ждут поставок опытного образца «Ладоги», но и в сотрудничестве с конструкторами участвуют в его разработке. Стоит отметить, что у красноярских техников есть опыт эксплуатации и обслуживания воздушных судов. В условиях санкций они организовали самостоятельное обслуживание иностранных самолётов.
«Те воздушные суда, которые уже приобретены, задействованы не только на социально значимых внутрикраевых, но и на межрегиональных перевозках. Выполняя полёты в другие регионы нашей страны, они вносят существенный вклад в развитие авиационного хаба в аэропорту Красноярск. Партнёрство с компаниями «Аэрофлот» и «НордСтар» образует единую сеть хаба, весомая часть направлений которого софинансируется при поддержке края. Всё это позволяет региону достичь целей и задач, которые поставил президент РФ, а именно увеличения доли рейсов в обход Москвы», – отметил заместитель министра транспорта края Дмитрий Зотин.
Суда для Арктики
В Санкт-Петербурге продолжается строительство для Красноярского края двух пассажирских судов. Как известно, они получат названия «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев» и уже в 2024 году отправятся по Енисею в Арктическую зону. Теплоходы заменят старые суда на маршруте Красноярск – Дудинка – Красноярск. Реализация проекта очень значима для отечественной судостроительной отрасли: это первые строящиеся в России гражданские суда для Арктической зоны.
А в этом году состоится запуск первого прогулочного двухпалубного пассажирского судна на электротяге. Его также построили в Санкт-Петербурге специально для края и доставили в Красноярск осенью по Северному морскому пути. Он рассчитан на 130 пассажиров и будет осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршруту Красноярск – Дивногорск. Его также можно будет использовать и под событийные мероприятия: деловые, туристические или развлекательные.
«Это комплексный проект, который реализуется под лозунгом «Енисей – это главный проспект Красноярска». Для его старта мы серьёзно модернизируем инфраструктуру: обновляем причалы, создаём зарядные станции. В Дивногорске построен многофункциональный объект – торговый порт. В планах создание сети причалов в акватории краевой столицы», – добавил Александр Усс.
Стать частью Севморпути
Речные порты Красноярска и Лесосибирска могут быть включены в маршрутную сеть перевозки угля и пиломатериалов по Северному морскому пути. С такой инициативой выступил Минтранс РФ.
Грузы планируется доставлять по Енисею в арктический порт Дудинка, там перегружать на морские суда и отправлять в страны Юго-Восточной Азии. Предполагается, что средства на эти цели выделят из федерального бюджета.
«Развитие Северного морского пути – это интерес нашего государства. Если у какой-то компании нет финансирования, это не значит, что мы отходим в сторону, мы должны помогать. Поэтому финансово-экономическая модель должна быть общей», – заявил зампред правительства РФ Юрий Трутнев на совещании по развитию Арктики.
По мнению экспертов, такая логистика представляет интерес для местных производителей, поскольку сокращает сроки и стоимость отправки грузов. Речные порты могут стать крупными логистическими хабами, что непременно привлечёт в регион новых инвесторов, заинтересованных в увеличении экспорта и импорта из азиатских стран.
«Транспортный коридор через Красноярский край с выходом на Севморпуть стратегический для экономики страны в целом. Это связь с Европой, Юго-Восточной Азией. И дальше выход в Атлантику и Северную Африку. Это значительно ускоряет движение грузов. Хабы в Красноярском крае удобны логистически с точки зрения как речного, так и морского флота, – рассказал главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук Олег Сухарев. – Кроме того, увеличится спрос на морские суда и на ледокольный флот. В социальной сфере должен вырасти спрос на портовых рабочих, водителей, специалистов по транспортировке и обслуживанию судов, ж/д-транспорта, портовых сооружений».
Развитие судоходства также позволит усовершенствовать транспортную составляющую Красноярского края, открыть новые возможности для реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», который был запущен по инициативе губернатора Александра Усса.
«Предложенное решение по красноярским портам имеет важное значение для развития всего социально-экономического комплекса Дальнего Востока, Сибири и Арктики. Это перспективное направление, которое укрепит устойчивость экономики как Красноярского края, так и Сибири в целом, - считает член комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков. - Сегодняшняя переориентация грузопотока с запада на восток усугубляет проблемы, с которыми сталкиваются крупные добывающие и промышленные компании. Поэтому нам нужен Севморпуть. Но также нужны Восточный полигон и транспортный коридор «Север – Юг». По большому счёту, необходима интеграция всех логистических систем, и я уверен, что в будущем мы её обеспечим».