Найти в Дзене

Диспетчеризация транспорта: что это такое и как работает

Оглавление

Диспетчеризация транспорта – это централизованное автоматическое управление автопарком с помощью различных IT-систем. Когда компания задумывается об управлении и диспетчеризации, то в первую очередь ищет возможность контролировать состояние автопарка, расход топлива и перемещение транспорта. Но что, если можно получить больше? Например, увеличить количество выполненных поездок каждым автомобилем или сократить расходы на обслуживание.

Диспетчеризация транспорта может обеспечить:

  • Контроль за доставкой грузов или пассажиров;
  • Равномерную нагрузку на каждую единицу транспорта;
  • Прием заявок на поездки или перевозку груза;
  • Соблюдение внутренних правил и регламентов;
  • Контроль за расходом топлива;
  • Безопасность водителей, пассажиров и груза;
  • Своевременное техническое оснащение автопарка.

Как обеспечить диспетчеризацию автотранспорта. Шаг первый — установка датчиков и трекеров

Диспетчеризация автотранспорта не осуществима без возможности отслеживать перемещение транспорта. Для этого в автомобилях устанавливают датчики и трекеры, а в точке управления — программы, которые обрабатывают полученные данные.

Но только отслеживать расход топлива и передвижение транспорта недостаточно для качественной диспетчеризации. По треку, невозможно понять, был ли пробег полезным, не использовался ли транспорт в личных целях. Чтобы отслеживать отклонения, оператор вручную прокладывает маршрут для каждого автомобиля. Заявки на поездки также распределяются человеком.

Диспетчеризация автопарка. Шаг второй — внедрение системы управления поездками

Главным процессом любого автопарка являются поездки. Но как правильно разделить поездки между водителями? Как понять, кому лучше назначить срочную заявку? Обычно этим занимаются операторы: они вручную собирают заявки на поездки, распределяют нагрузку, звонят водителям. Если установить систему для цифровизации поездок, то можно автоматически распределять поездки с учетом статуса водителя, местоположения и предстоящего маршрута. Программный комплекс помогает выровнять пробеги и затраты на техобслуживание.

Диспетчеризация максимально автоматизирует рутинные рабочие процессы в автопарке
Диспетчеризация максимально автоматизирует рутинные рабочие процессы в автопарке

Как выглядит работа автопарка в цифровизированном автопарке:

  • Все автомобили учтены в программе и внесены в базу данных.
  • Программа фиксирует маршруты передвижения, сохраняет их, анализирует частоту использования автомобилей, отслеживает соблюдение правил и регламентов.
  • Когда сотруднику нужна рабочая поездка, он самостоятельно создает заявку, а система автоматически подбирает для этого ближайший свободный автомобиль.
  • Водителю приходит уведомление о заказе, и он в течение 2 минут откуда подъезжает к точке отправки.
  • После того, как водитель доставит пассажира по нужному адресу, программа зафиксирует, что он свободен, и назначит ему следующую поездку.

Применение информационных технологий для диспетчеризации автотранспорта

Информационные технологии в диспетчеризации повсюду – это и бронирование поездок, и построение маршрута, и уведомление водителя о пробках или авариях на дороге, и напоминание о необходимости сделать перерыв. Все простые действия, которые за человека может сделать IT-система, правильно и рационально переложить именно на «машину».

Диспетчеризация позволяет быстро перестроить маршрут при необходимости
Диспетчеризация позволяет быстро перестроить маршрут при необходимости

Не обязательно присутствие человека-оператора, чтобы сотрудник автопарка получил машину без сбора подписей от руководителя. Не обязательно, чтобы именно человек посчитал и заказал необходимое количество запчастей или топлива для автопарка. И с построением оптимальной логистической цепочки программа тоже может справиться в автоматическом режиме. Все это – примеры разумного применения информационных технологий в транспортной сфере.

Программа для диспетчера автопарка

Программа для диспетчера автопарка позволяет максимально разгрузить оператора, избавить его от необходимости связывать пассажира с водителем, звонить водителю, искать на карте автомобиль, вручную отслеживать маршрут.

Несомненно, человек нужен для контроля программы, если что-то пойдет не так, но его вмешательство минимально. Его работа нужна, в первую очередь, для принятия окончательных решений, и для этого программа сама посылает ответственному сотруднику все необходимые уведомления в случае отклонения от маршрута или нехватки автомобилей.

Вся диспетчеризация транспорта направлена на то, чтобы облегчить задачу человеку, и именно этим она так ценна и важна для любого автопарка.

Программы для диспетчеризации транспорта: возможности и эффекты

Программ для диспетчеризации транспорта сейчас предложено немало. Вся суть – в различии их функционала и в том, что нужно вашему автопарку.

При полной диспетчеризации автопарк получает следующие возможности:

  • Быстрое оформление заявки на транспорт. Сотрудник, которому нужен автомобиль через пять минут, самостоятельно создает заявку, и система сама подберет ближайший свободный экипаж.
  • Равномерная нагрузка на все автомобили парка. Исключена ситуация, при которой один автомобиль постоянно занят, а другой простаивает без работы.
  • Уменьшение холостого пробега. Автомобиль, выполнивший заявку, не тратит топливо и время на то, чтобы вернуться на базу, а сразу получает новый заказ на месте.
  • Распределение машин между всеми отделами. Если какой-то автомобиль, к примеру, закреплен только за отделом бухгалтерии, но при этом сотрудники отдела сейчас в нем не нуждаются, автомобиль может и должен быть использован сотрудниками других отделов.
  • Сокращение автопарка путем исключения неиспользуемых автомобилей. На содержание одного экипажа тратится от 1,5 млн в год – закупка топлива, техосмотр, ремонт, место на стоянке. Если при этом автомобиль не занят в работе, а его функции могут выполнять другие экипажи, содержать его слишком дорого. Система позволяет выявить простаивающие автомобили.
Как диспетчеризация автопарка помогает экономить
Как диспетчеризация автопарка помогает экономить

Внедрение системы диспетчеризации транспорта, как происходит настройка

Перед внедрением системы диспетчеризации транспорта проводится сбор данных об автопарке в целом. В базу вносится детальная и полная информация о каждом автомобиле: их номера, марки, модели, потребление топлива, пробег, даты последних техосмотров.

После этого производится интеграция программ мониторинга с системами управления поездками. Последняя устанавливается на рабочем сервере, к ней подключаются диспетчеры, наблюдающие за поездками, а также водители. Сотрудники получают индивидуальный доступ для входа и возможность заказывать рабочие поездки.

В процессе использования система диспетчеризации транспорта сама проводит всю аналитику. Программа собирает информацию о том, как используются автомобили, куда они чаще всего ездят, кто чаще всего их заказывает.

Предлагаем вам подробный чек-лист функционала для выбора системы диспетчеризации транспорта и автопарка.