Найти тему

Как родителю понять, что его качественно проконсультировал профессиональный педагог-психолог?

На вопросы родителей отвечает педагог-психолог.

Когда родитель приходит на консультацию к педагогу-психологу, то ожидает, что получит профессиональную поддержку – профессиональную консультацию. При этом, стоит учитывать, что психологическая консультация отличается от простой беседы. Отличие психологической консультации от беседы в том, что первая имеет прозрачную структуру, этапы или план.

Профессиональный педагог-психолог, консультируя любого из участников образовательного процесса (обучающийся, родитель, педагог), ведет консультативный диалог по определенному плану. Такой план называется этапами консультирования:

 1. Знакомство (приветствие).
 2. Запрос (психолог проясняет вопрос, с которым пришел человек).
 3. Выбор метода и проверка метода (психолог подбирает методики диагностики, выбирает наиболее подходящий метод психологического сопровождения).
 4. Поиск и нахождение наиболее верного варианта решения (психолог помогает в соответствии с выбранным методом психологического сопровождения).
 5. Поиск и нахождение ресурсов (психолог помогает человеку убедиться в том, что есть силы, помогает составить план результативных действий).
 6. Рекомендации (психолог дает рекомендации в соответствии с этапом и результатом консультирования).
 7. Завершение (прощание).

В начале консультации педагог-психолог обычно не перечисляет этапы консультирования. Но, в конце консультации педагог-психолог может сделать выводы и озвучить успешность прохождения этапов консультирования вместе с родителем. 

Каждая консультация начинается знакомством (приветствием) и заканчивается прощанием. Если в ходе первой консультации за отведенное время (30-40 мин.) удалось достичь, например, только второго или третьего этапа, то педагог-психолог может предложить родителю вторую консультацию в удобное время. Бывают вопросы, которые требуют нескольких часов работы со специалистом. Профессиональный педагог-психолог обязательно озвучит родителю необходимость в проведении очередной консультации и скажет, на каком этапе находится процесс консультирования - даст родителю рекомендации, соответствующие конкретному этапу.

При необходимости, на консультации родитель сам может задать некоторые вопросы педагогу-психологу. Например, как и каким методом, вы можете помочь решить мой вопрос? Вы предложили именно этот тест (диагностическую методику) – от чего так? Или, как я пойму, что эти рекомендации на данном этапе помогут мне решить вопрос? Или, сколько консультаций вы планируете?

Каждому родителю полезно знать этапы консультирования, их общий смысл для того, чтобы понимать в каком направлении движется совместная работа с педагогом-психологом, насколько профессионально проконсультировал родителя педагог-психолог. Важно, что бы родитель осознанно мог оценить то, что происходило во время консультации в кабинете педагога-психолога, и решить, стоит ли вновь обращаться к специалисту за психологической поддержкой.

И еще, чем конкретней запрос родителя, чем больше у родителя есть сил и желания для того, что бы решить свой вопрос, найти верный выход, тем меньше времени уйдет на работу с педагогом-психологом, тем быстрей родитель получит ответ на свой вопрос - найдет для себя верное решение.

Больше информации об отношениях родителя и ребенка можно узнать на нашем Telegram-канале "Родительский университет" @sevastopol_parents