Человек-Лев. Человеколев… статуя некоего существа, с человеческим телом и головой льва, что была найдена немецкими археологами. Предполагается, что создана она была в промежутке от 32 до 40 тысяч лет до н.э. Сделана статуэтка из бивня мамонта и считается одной из древнейших скульптур в истории человечества, и к тому же древнейшей зооморфной скульптурой. Некоторые ученые полагают, что это фигура изображающая божество, и когда-то она являлась объектом религиозного поклонения.
Скульптура «Человек-Лев» имеет высоту около 30 см, при этом нужно отметить, что при второй сборки (реконструкции) данного палеолитического произведения искусства, она оказалось выше, чем при первой почти на полсантиметра. Судя по всему, она была вырезана из бивня мамонта с использованием каменного (кремневого) ножа. Левую руку скульптуры украшают семь параллельных горизонтальных линей, чей смысл для ученых остается загадочным, но можно в целом припомнить, что в эпоху верхнего палеолита подобные линии являлись основой «прото-письменной» вариацией символов.
Новейшие исследования показываю, что на то, чтобы изготовить «Человека-Льва» у палеолитического художника ушло не мнее 400 часов работы, то есть около двух месяцев работы в дневное время суток. Можно сказать с уверенностью, что факт подобной методичной работы над чем-то принципиально не утилитарным показывает, что человек эпохи Верхнего палеолита во многом уже был погружен в мир символов, повествований и мифов, в которых абстрактные сверхъестественные сущности играли важную роль.
«Человек-Лев» был найден в ходе раскопок, которые еще в начале 1930-х гг. организовали немецкие археологи в долине Лонеталь, в Швабии, недалеко от города Ульм. 25 августа 1939 года археолог Отто Фёльцинг обнаружил в ходе работ сотни фрагментов бивня мамонта. В целом же, систематические раскопки в данной местности возглавлял археолог Роберт Ветцель. Интересно, что это был предпоследний день работ, которые вскоре полностью были остановлены начавшейся Второй мировой войной. Провести какой-либо анализ фрагментов не успели, и осколки были просто сданы на «склад». Нужно также отметить, что Швабская Юра, где были найдены фрагменты, примечательна многими находками, в том числе древнейшими изображениями животных и птиц, первым музыкальным инструментов (флейтой), что был найден.
История «Человека-Льва», в плане его изучения и реконструкции по-настоящему началась лишь тридцать лет спустя, в 1969 году, когда проводивший составление списка артефактов профессор Йоахим Хан, являвшийся специалистом по Верхнему палеолиту и знатоком первобытного искусства Европы, обнаружил сходство между разрозненными осколками и догадался, что они представляют собой фрагменты одной статуэтки. Была проведена работа по реставрации, и из двухсот осколков была составлена человекообразная фигура, у которой отсутствовала голова и другие фрагменты частей тела. В ходе этой первой реконструкции Хан использовал добавки из мела и воска. Сам Йоахим Хан оценил фигуру как «выражение мистическо-религиозных чувств людей каменного века». Важным достижением Хана, стало открытие зооморфности фигурки, то есть смешения человеческих и звериных черт в изображении.
Дальнейшие работы над человеком-львом продолжились много позже, только к 1987 году в руках ученых оказалось некоторое количество недостающих фрагментов, использовав которые реставратор Уте Вольф и историк Элизабет Шмидт (которая была младшей коллегой Иоахима Хана по Тюбингенскому, прославленному университету) закончили реставрацию статуэтки, воссоздав в том числе и ее голову. Первоначально ученым пришлось долго ломать голову над тем, являются ли новые фрагменты кусочками именно этой статуэтки, но в итоге они пришли к положительному заключению и начали работу. В результате стали видны львиные черты в «лице» фигурки. В ходе новой сборки потребовалось сначала разобрать статуэтку и удалить следы клея, которым пользовался Хан и лишь затем собрать все воедино. И тут на сцену вышла новая интерпретации, которая расходилась с толкованием Хана скульптуры, как мужской, и Элизабет Шмидт обозначила скульптуру как «Женщину-львицу». Подобная интерпретация, как некоторые выражаются, сделала «Человека-Льва» «знаменем сторонников матриархальной модели верхнепалеолитического общества». Впрочем данное толкование не является всеобще принятым, и нужно отметить, что в целом восхождение женщины на Олимп религиозных представлений свершилось позже, в эпоху открытия земледелия (хотя, конечно, нужно помнить и о феномене палеолитических «Венер» - символов женской сакральности, которые относятся к Верхнему палеолиту). Поныне ученые ведут дебаты о половой принадлежности существа из бивня, и сторонники мужской идентификации в том числе ссылаются на то, что палеолитические львы отличались от современных и потому отсутствие «гривы» у фигурки не есть довод в пользу того, что это именно женщина-львица.
Изначально фигурку датировали 32 тысячами лет до н.э., но позже датировка была пересмотрена и возраст увеличен до 40 тыс. лет до н.э. Тщательная реставрация не наделила «Человека-Льва» прочностью, фигурка остается слишком хрупкой, что, в частности, помешало отправить ее на большую выставку в Британский музей, посвященную искусству палеолита. В итоге на выставку отправилась лишь копия.
Споры по поводу половой принадлежности Человека-Льва кипели долгое время, но к 2000 г. значительно поутихли, и вскоре еще один немецкий археолог – Клаус-Иоахим Кинд предпринял попытку дособрать Человека-Льва, отправившись в пещеру Штадель. Там он сумел обнаружить несколько важных фрагментов спины, шеи, руки-лапы, и в результате фигурка была «дособрана». За новую реставрацию отвечала Николь Эбингер-Рист. Результат превзошел все ожидания, усовершенствовав реконструируемую модель, но при этом нужно отметить что некоторые фрагменты (кисти, ступни, хвост (?)) видимо потеряны навсегда.
Ученые до сих пор задаются вопросами в отношении человека-Льва, был ли он (или она) божеством, проводником из мира посюстороннего в потусторонний или кем-то еще? Как и в других вопросах, связанных с духовным миром палеолита, остается слишком много предположений и догадок, подтвердить которые фактами, судя по всему, едва ли удастся. Вопросом и остается значение насечек на плече статуэтки. Подобные насечки встречались на других фигурах эпохи, обнаруженных в том же регионе. Ученые склоняются к мнению, что в этих насечках явлен древнейший прото-письменный язык, запись неких сведений. Нужно отдать должное и «монументальности» человека-льва, ведь будучи почти 30 сантиметров в росте, он намного превышает любую другую статуэтку той эпохи. К таким (меньшим) относится находка 2001 года, осуществленная недалеко от все того же Холенштейна, где был найден человеколев. Ученые обнаружили статуэтку похожую на человекольва, просто куда меньших масштабов.
Подводя итог, можно сказать, что фигурка человекольва является свидетельством того, как мыслил и изображал свой мир человек эпохи палеолита. И понимание этого только растет, точно также (забавно) как растет сам человеколев, который после последней сборки «подрос» до 31, 1 см в высоту.