Иногда, при попытке детального рассмотрения некоторых вопросов, могут найтись абсолютно невероятные взаимосвязи (подробнее о штрафниках в конце статьи).
Кокутай (авиационная бригада) "Такао" японского императорского флота был сформирован 1 апреля 1938 года, получил название по аэродрому базирования на острове Формоза (в настоящее время – Гаосюн, Тайвань). На бомбардировщиках G3M кокутай принимал участие в боевых действиях в Китае.
В мае 1941 года "Такао" первым в Императорском флоте получил новейшие "бомбардировщики тип 1", он же – G4M1 "Бетти".
25 июля 1941 года 30 бомбардировщиков авиагруппы перебазировались в Китай, в район Ханькоу (в настоящее время часть города Ухань) и уже 27 июля состоялся первый боевой вылет для удара по городу Чэнду. К этому времени господство в воздухе было завоевано "Зеро" и китайские пилоты старались не вступать в бои с истребителями противника.
11 августа 1941 года, с целью "выманивания" китайских истребителей, новые бомбардировщики приняли участие в "Операции О-го". Замысел заключался в том, что в предрассветных сумерках посты воздушного наблюдения не смогут определить класс самолета и китайские истребители поднимутся на перехват бомбардировщиков, а их встретят "Зеро-сены", имеющие фантастическую по тем временам дальность полета. "Бетти" выступали в качестве лидеров для 20 истребителей. Хитрость удалась: с аэродрома Чэнду на перехват поднялись шесть И-153, пять из них были сбиты в воздухе, еще четыре И-153 и два СБ-2 – уничтожены на земле.
Перед началом "Тихоокеанской войны" группа вернулась на Формозу и с 8 декабря 1941 года приняла самое активное участие в ударах как по американским аэродромам на Филиппинах, так и по кораблям в прилегающих морях.
20 декабря 1941 года в районе острова Минданао G4M1 кокутай "Такао" атаковали советский танкер "Майкоп", следовавший из Сурабая (Ява) во Владивосток с грузом коксового масла. В результате удара погиб радист и шестеро моряков были ранены. Поврежденное судно зашло в еще не занятую японцами бухту Сарангли на острове Минданао. 26 декабря, по решению капитана судна Левченко А.В. и помполита Левина А.И., чтобы "не отдать в руки врага", танкер был затоплен на глубине 400 метров. После захвата острова японскими войсками, советские моряки были интернированы и в сентябре 1942 года через Харбин вернулись на Родину. Действия капитана и помполита были квалифицированы как ошибочные и нанесшие государству большой ущерб. Оба осуждены военным трибуналом на 10 лет лишения свободы с заменой на штрафную роту.
С января по март 1942 года кокутай "Такао" принимал участие в операции по захвату Индонезии.
18 февраля 1942 года в гавани Сурабаи самолеты "Такао" потопили голландскую подводную лодку K-VII и канонерскую лодку "Сурабая" (бывший броненосец "Де Зевен Провинсен").
Утром 27 февраля 1942 года в районе южного побережья острова Ява японский самолет-разведчик обнаружил авиатранспорт AV-3 "Ленгли" в сопровождении двух эсминцев, следовавший к Яве для доставки эскадрильи истребителей P-40. Около 11.40 16 бомбардировщиков G4M в сопровождении 15 истребителей A6M атаковали американские корабли довившись пяти попаданий бомб в бывший авианосец. Повреждение оказались смертельные и, после снятия экипажа, эсминцы торпедами и артиллерийским огнем добили "Лэнгли".
С марта 1942 года по ноябрь 1943 года основные силы кокутай «Такао», переименованного с 1 октября 1942 года в 753-й кокутай, действовали с острова Тимор против Австралии, став основной ударной силой Империи на этом самом южном театре Второй мировой войны.
Всего с 14 марта 1942 года по 11 ноября 1943 года "Бетти" участвовали в 68 налетах на территорию Австралии, совершив 663 самолета-вылета, потеряв 17 самолетов. В первое время налеты совершались в дневное время, но с наращиванием противодействия истребительной авиации союзников в основном перешли к ночным налетам.
С конца сентября по октябрь 1942 года две эскадрильи «Такао»/753-й кокутай, действуя с Рабаула, поучаствовали в ожесточенных боях за Гуадалканал, приняв участие в не менее чем пяти крупных налетах и потеряв несколько самолетов с экипажами.
"Работа" летчиков 753-го кокутай стали причиной одной из самых трагичных историй австралийского флота. 1 декабря 1942 года в Тиморском море бомбардировщики потопили австралийский корвет "Армидейл" который должен был высадить на острове Тимор "партизанский" отряд из 65 яванских солдат под командой белых офицеров.
После попадания двух торпед корвет начал тонуть, а экипаж его покидать. Японские самолеты снизившись атаковали спасающихся пулеметным огнем. В этот момент, уже получивший два пулевых ранения, матрос Эдвард "Тедди" Шиан (Teddy Sheean) вернулся к "Эрликону" и вновь открыл огонь отгоняя вражеские самолеты. Корабль уже кренился и раненый моряк привязал себя ремнем к орудию. По свидетельствам оставшихся в живых пули продолжали вылетать и тогда, когда сам "Тедди" уже скрылся под водой.
Судьба выживших после атаки членов экипажа и солдат оказалась трагической: моторный катер с ранеными был спасен только через пять суток – 6 декабря, а дрейфовавшая шлюпка с жестоко страдавшими от жажды и голода людьми – 9 декабря. Самодельный плот был обнаружен 8 декабря патрульной "Каталиной", не смогшей сесть на воду из-за сильного волнения. Больше этих людей никто не видел. Надувной плот с яванскими солдатами вообще исчез без следа. Всего из 149 находившихся на борту людей погибло 98.
30 ноября 1943 года 753-й кокутай начал переброску в центральную часть Тихого океана, где ожидалось дальнейшее наступление американцев. Перебазирование на новые аэродромы было завершено к 5 декабря 1943 года и именно в этот день американское авианосное соединение нанесло удар по островам Гилберта и Маршалловым в рамках подготовки к высадке десанта.
В ночь с 4 на 5 декабря 1943 года, при попытке нанесения ответного удара, бомбардировщикам 753-го кокутай удалось достичь одного из последних своих значимых успехов – поразить торпедой авианосец CV-16 "Лексингтон".
Ночной бой с японскими торпедоносцами по записям боевого журнала "Лексингтон" выглядел примерно так:
23.20 - четыре осветительных бомбы сброшены вражеским самолетом в 5 милях прямо по курсу.
23.25 - курс 60 градусов;
23.25 - открыт зенитный огонь по радиолокационному контакту;
23.26 - огонь прекращен;
23.29 - самолеты противника на малой высоте с левого борта;
23.29 - курс 110 градусов;
23.30 - курс 30 градусов;
23.31 - курс 60 градусов, полный ход, открыт огонь по 2-4 самолетам противника с правого борта, наблюдался сброс торпеды с "Бетти" на удалении около 1 км, самолет подбит и но горящий улетел;
23.32 - попадание торпедой.
1 февраля 1944 года американская морская пехота высадилась на острове Рой, на котором базировалась часть 753-го кокутай. К вечеру остров был полностью захвачен, а весь личный состав погиб в бою.
Весной 1944 года оставшиеся самолеты 753-го кокутай участвовали в попытках противодействия американскому наступлению в центральной части Тихого океана. После битвы в Филиппинском море 10 июля 1944 года, в числе прочих понесших невосполнимые потери подразделений морской авиации, 753-й кокутай был расформирован.
Судьба же капитана и помполита "Майкопа" сложилась следующим образом:
В марте 1943 года в ходе Войтолово-Мгинской операции войска 55-й армии Ленинградского фронта пытались прорвать оборону подразделений 250-й испанской «голубой» дивизии, Фламандского легиона СС, эстонских рот СС и 170-й пехотной дивизии вермахта с целью соединения с войсками 2-й ударной армии Волховского фронта, окружения и разгрома мгинско-синявинской группировки противника и окончательного снятия блокады Ленинграда. Именно в составе 55-й армии действовала 157-я отдельная штрафная рота в которую попали бывший капитан и помполит танкера "Майкоп".
19 марта 1943 года войска 55-й армии перешли в наступление, но операция развивалась неудачно - подавить артиллерию противника не удалось, прорвать его оборону тоже.
В первый день наступления 157-я ошр была передана в подчинение 220-й отдельной танковой бригаде, имевшую задачу развить наступление после прорыва обороны частями 123-й стрелковой дивизии в районе Красный бор. Однако в полном объеме пехота задача выполнить не смогла. По настоянию командующего 55-й армии бригада попыталась атаковать не смотря на то, что ранее определенный рубеж перехода в атаку находился у противника. Понеся потери (подбито Т-34 - 6 ед., сгорело Т-34 - 5 ед., Т-26 - 4 ед.) бригада заняла оборону у Красного бора (боеспособными остались Т-34 - 20 ед., Т-26 - 15 ед., Т-50 - 1 ед., БТ-7 - 1 ед., СУ (видимо на базе Т-26) - 5 ед.). 157-я ошр возвращена в исходный район наступления на северо-западной окраине Красного бора. Видимо в исходном районе в ночь с 19 на 20 марта в результате попадания авиационной бомбы погибло 2 человека и получили ранения сразу 24 красноармейца штрафной роты.
20 марта 1943 года 220-я отбр вместе с 157-й ошр получила приказ командующего 55-й армии продолжить наступление с целью соединения с окруженной группой нашей пехоты. В наступлении задействовалось одна танковая рота, штрафники привлекались для "зачистки" просеки от "просочившихся автоматчиков" (фактически от подразделений 217-й пехотной дивизии частично окруживших два полка 123-й сд). Задача была выполнена только частично (по мнению командира 220-й отбр - из-за , по мнению командира 123-й сд - из-за и к исходу суток штрафная рота передана в подчинение командиру 123-й стрелковой дивизии.
21 марта 1943 года уже от командира 123-й стрелковой дивизии 157-я ошр получила распоряжение наступать в направлении высоты 40,5 с задачей уничтожить "просочившиеся мелкие группы автоматчиков" с целью устранения угрозы окружения 245-го и 255-го стрелковых полков.
21 марта 1943 года рядовой 157-й отдельной штрафной роты 55-й армии Левин Александр Иванович погиб в бою, а рядовой Левченко Анатолий Васильевич – тяжело контужен. Левин, как и еще 21 стрелок 157-й ошр был похоронен в Мгинском районе Ленинградской области у высоты с отметкой 40,5 на которую и наступала рота.
30 марта 1943 года операция была прекращена, так и не достигнув поставленных целей, а еще через месяц, по решению Верховного главнокомандующего, все судоводители возвращены с фронта на флот.
Имя первого помощника капитана "Майкопа" Левина Александра Ивановича находится в Книге памяти города Москва и Книге памяти Красноярского края как рядового, погибшего в бою в 21 марта 1943 года.
Прямо из госпиталя Анатолий Васильевич Левченко убыл во Владивосток. После возвращения во время войны был капитаном судов "Валериан Куйбышев", "Шатурстрой" и "Самарканд". За успешное выполнение заданий правительства по доставке важных грузов из США 10 августа 1945 года награжден орденом "Знак почета". С началом советско-японской войны, Левченко, уже как лейтенант ВМФ, командовал "Самаркандом", ставшим войсковым транспортом, при высадке войск на южную часть Сахалина, за что награжден Орденом Отечественной войны I степени. Также награжден медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг." и "За победу над Японией".