Эпоха пластинок началась с началом 20-го века и достигла невиданного развития к его середине. Однако, до конца века она не дожила. Музыка перестала соединять людей. Средства копирования звукозаписей, для которых раньше требовались чрезвычайно дорогие аппараты, стали доступным всем, кому не лень.
Идея оцифровки звука проста как две копейки - поэтому неудивительно, что первые эксперименты в этой области начались довольно давно.
В 1967 году японская фирма NHC выпустила первое такое устройство, которое, правда, весило 200 килограмм и стоило как небольшой самолет - но позволяло записывать на магнитную ленту звук с небывало высоким для своего времени качеством.
Вообще, что такое оцифровка? В графическом представлении звук, обычно, изображают синусоидой. Резец, который прорезает заготовку пластинки, фактически выписывает на материале заготовки эту синусоиду - очень сложную, потому что на одной кривой ссумированно множество частот, выраженных набором синусоид.
То есть, мы имеем графическое представление звука, которое можем записать на пластинку - но можем сохранить и другим способом.
Давайте попробуем с определенной частотой (называемой частотой дискретизации) - что то же самое, через интервал времени, называемый шагом дискретизации, измерять эту нашу сложную синусоиду по оси "игрек" и записывать полученные результаты. Впоследствии, ряд этих записей, позволит воспроизвести исходную огибающую с точностью до частоты дискретизации.
В чем будем измерять? Поскольку записывать при каждом шаге дискретизации предполагается число, логично построить двоичную шкалу, разрядность которой определяется степенью двойки.
Многих пугает, что цифровая запись дискретна, то есть разорвана на столбики-измерения. Так вот, рискую опрокинуть чье-то мировоззрение, но все-таки скажу, что вся наша техника тоже дискретна! И вся звукозапись дискретна. Например, магнитная головка намагничивает кристаллы магнитного слоя - она не может намагнитить меньше чем один кристалл. Также, резец, который нарезает форму для отливки пластинки также делает дискретные движения - вся механика основана на двух силах, трении покоя и трении движения. Если сила слабее силы трения покоя, движения не происходит. Как только прикладываемая сила превосходит силу трения покоя, начинается движение и возникает сила трения движения, которая меньше силы трения покоя, поэтому движение начинается сразу, рывком пока не израсходуется все, что накопилось в пружинных свойствах для преодоления силы трения покоя. Так действует вся механика и резец, режущий заготовку для матрицы, не исключение.
Важно только помнить, что дискретность должна не меньше чем в два раза превосходить описываемый сигнал по частоте - эта закономерность описывается теоремой Котельникова. То есть, если мы хотим передать частоту 20 килогерц при оцифровке, частота дискретизации должна быть не меньше 40 килогерц (а соответствующий этой частоте шаг дискретизации - 1/40 000 секунды).
Для первого цифрового магнитофона, изготовленного в 1967 году фирмой NHC, была выбрана частота дискретизации 31,5 килогерц и 12-разрядная оцифровка, то есть, каждое измерение фиксировалось величиной от 0 до 4096.
Достаточно ли этого? Легко посчитать, что такая частота дискретизации способна передать сигнал с частотой 15 килогерц, что, в принципе, вполне достаточно - большинство людей большую частоту не услышат. Что касается величины сигнала, то бытовой кассетный магнитофон способен передать сигнал с точностью, аналогичной максимум 8 разрядам (а "Электроника 302" и вовсе, не больше шести). Даже качественная пластинка на первой дорожке имеет эквивалент не более 11 разрядов.
То есть, по качеству все было замечательно - вот только с записью этих бесчисленных чисел, сыплющихся из оцифровки, возникли некоторые сложности. Писать приходилось на обычный магнитофон - разумеется, с огромной скоростью движения ленты, потому что обычные магнитофоны не могу записать частоту 31.5 килогерц. Собственно, эта частота и выбрана была из-за того, что ее еще можно было как-то записать, а вот более высокие (согласитесь, заманчиво сделать частоту дискретизации, гарантированно перекрывающую все звуки, которые человек может услышать). Но в те времена записать такую частоту не удавалось.
Теперь самое главное - зачем все это нужно? Мы записываем тот же звук, на ту же ленту только предварительно преобразуем его во что-то высокочастотное, что трудно записать а слушать нужно через огромную резисторную сборку - цифро-аналоговый преобразователь.
Оказывается, таким образом мы одним махом отстраиваемся от большинства помех и искажений сигнала, возникающих в процессе записи - да и не только записи а всей обработки сигнала (особенно это касается линейных искажений - например, завалов, так портивших жизнь владельцам аналоговых магнитофонов). Пока сигнал находится в цифровой форме, его можно сколько угодно раз копировать, ничем при этом не ухудшая. Обработка сигнала, разумеется, вносит искажения, но и здесь их количество удается минимизировать.
Это уже сулит огромные удобства для тех, кто записывает музыку - можно донести звук до самой пластинки с минимальными искажениями - чего не мог сделать аналоговый магнитофон, даже при условии очень большой скорости движения ленты.
Но хотелось пойти дальше - передать пользователю не механическую запись, а цифры, в этом случае более качественным стала бы и воспроизводящая часть.
В 1977 году появились ИКИ-адапторы к видеомагнитофону VHS, позволяющие записывать цифровую музыку. Однако, во-первых видеомагнитофоны были тогда очень дорогими и из-за этого мало распространенными (серьезное распространение этот стандарт получил только к 1985 году), а во-вторых, видеокассеты были громоздкими и никак не вписывались в концепцию бытового аудиоустройства.
В 1979 году появился компакт-диск с оптической записью и самое главное, с возможностью моментального выпуска сразу записанного продукта (эта же возможность, напомню, дала жизнь граммпластинкам). То есть, компакт-диск после изготовления не надо записывать, как магнитную ленту, его можно выпустить готовым, с записью.
Поскольку запись оптическая, создатели компакт-диска "разогнались", сделали частоту дискретизации 44100 Гц и разрядность аж 16.
Со временем от простейших схем отошли, разработали последовательные цифро-аналоговые преобразователи, которым отдается результат измерения и разрядность шкалы и микроконтроллер рассчитывает, какому разряду эта величина сигнала соответствует. Кто-то утверждает, что "настоящий" звук только у старых, параллельных ЦАП-ов, но в таких областях как аудиотехника всегда много непроверяемых легенд.
Считывающее устройство CD-проигрывателя состоит из короткофокусной линзы и источника монохромного света за ней - и блока из четырех фотодиодов, чья задача ловить отражение.
Каретка со всем этим двигается поперек диска до момента, пока линза не окажется над первой дорожкой (ее ширина всего 0.6 мкм) и фотодиоды не поймают отражение от диска. После этого линза начинает искать правильное расстояние, приближаясь или удаляясь к поверхности диска. Четыре фотодиода нужны для того, чтобы выставить линзу на правильной высоте точно над дорожкой, дорожка считается найденной только в том случае, если ответ от всех четырех фотодиодов будет одинаковой силы.
И вот тут нас ждет первая сложность - пока компакт-диски были заводскими с уже готовой записью, все было хорошо. Но потом появились перезаписываемые диски (CD-R), и понадобились дополнительные ухищрения, потому что у CD дно дорожки ровное и хорошо отражающее, а у CD-R вообще дна дорожки нет, дорожка CD-R образована красителем, выцветшим и изменившим цвет под действием лазерного луча (в отличие от заводской дорожки, форма диска при этом не меняется, никакого углубления на месте дорожки не образуется). Разумеется, первые CD проигрыватели не могли читать CD-R (то есть, формально считается, что совместимость была всегда, но на практике у старых аппаратов ее практически не было), на что следует обращать внимание при покупке.
Существуют еще перезаписываемые CD, чтение которых происходит третьим способом, и его нужно проверять отдельно. Впрочем, особого распространения они не получили.
Вообще, приблизительно до 2000 года продолжалась война форматов. Sony продвигала свой мини-диск, разработанный как замена компкт-кассет, однако, по всей видимости, его развитию помешало появление хороших звуковых карт - CD зазвучал с компьютеров, и звучал очень неплохо. А поскольку иметь одни и те же записи во множестве форматов едва ли кому-то хотелось, пользователи выбирали портативные CD-плееры, правда, из-за размеров компакт-дисков большие и тяжелые.
Существовали, правда мини-CD (диаметром всего 8 сантиметров), но они не получили распространения по той же причине - домашняя фонотека уже была заполнена обычными дисками, а компактный плеер для мини-дисков не мог их читать.
Еще два конкурента CD - цифровые магнитофоны R-DAT и S-DAT. Они появились еще в 1987 году и задумывались как замена аудиокассет. По устройству, цифровой магнитофон напоминал видео магнитофон: у него был вращающийся блок головок, дорожки шли по ленте наклонно.
Конечно, эти устройства были намного сложнее CD-проигрывателей а кассеты не позволяли выпускать их в готовом виде, как диски CD. Поэтому неудивительно, что они сошли со сцены, задержавшись на некоторое время разве что как компьютерные накопители.
Цифровые компакт-кассеты (DCC), появившиеся в 1992 году были уникальны тем, что по форме и размерам совпадали с обычной компакт-кассетой и проигрыватель DCC мог воспроизводить аналоговые кассеты тоже. Правда, это не спасло формат, уже в 1996 году проект был закрыт.
В 1999 запущен проект "Super Audio CD", компакт-диск большей емкости и с улучшенным механизмом кодирования. Для совместимости на SACD может содержаться слой с обычной CD-записью. SACD допускал запись в формате 5.1 - но на обчнных компакт-проигрывателях воспроизводился только дополнительный стерео-слой. Система не была принята рынком и от нее вскоре отказались.
Следующим после CD-audio шагом должно было стать DVD-audio, с шагом дискретизации 96 и даже 192 килогерца и с разрядностью аж 48.
Теоретически, при создании CD-audio заложили некоторое ухудшение качества звука, особенно это касается частоты дискретизации 44100 Гц. Эта частота способна передать 22 килогерца высоких частот, но она довольно сильно их исказит. Другое дело, что далеко не всякое ухо даже 20 килогерц услышит, а уж искажения там - тем более. И даже, если эти искажения можно услышать, их влияние на воспроизведение музыки будет исчезающе малым.
Однако, среди любителей, оцифровывающих старые пластинки (далеко не все мастер-ленты сохранились, многие записи дошли до нас только в виде пластинок, а кроме того, в "золотой период" пластинок в них вкладывалось настолько много квалификации и старания, что повторить это не всегда возможно) принято делать частоту дискретизации не меньше 96 и даже 192. Дело в том, что артефакты механической записи, особенно щелчки, имеют очень резкие фронты и сильно отличаются от звуков музыки. При оцифровке они искажаются гораздо сильней, нежели музыкальный сигнал - а поскольку они громкие, то искажения бывают хорошо слышными. Кроме того, считается полезным иметь резерв при очистке от этих щелчков.
Трудно сказать, оправдано ли применение частоты 192 килогерца, но вот частота 96 используется при работе с пластинками повсеместно, и для оцифровки и очистки старых и для записи новых пластинок.
Изначально, DVD-audio предназначалось для записи квадрофонии или записей 5.1, поскольку CD-audio с такими форматами не работает. Использование ее для DVD-audio для стереозаписей тоже может иметь смысл, потому что позволяет выполнять сборку и мастеринг записи специально под высокое разрешение и получить несколько отличное звучание. Конечно, требуется чтобы воспроизводящее устройство, усилители и колонки это звучание пропустили.
Кроме того, огромным плюсом этого формата является совместимость с компьютерными DVD приводами. Благодаря этому формат пусть не достигнув особых высот, все-таки выжил.
Все три основные виды записи - пластинки, CD-audio и DVD-audio, требуют разного мастеринга для записи - у них разные сильные стороны и опасные моменты, которые нужно избегать. Наиболее чувствительна к мастерингу пластинка, наименее чувствителен DVD-audio. К сожалению, последний момент благоприятствует появлению огромного количества примитивных плоских альбомов, сделанных "на коленке". Можно понять тех, кто продолжает слушать пластинки - в то время не было такого засилия откровенных дешевок. И сделать с этим ничего нельзя, это особенность формата: пластинки нельзя было копировать без потерь, а вот любую цифровую запись - можно. Так что прежних, пластиночных, продаж ожидать не приходится ни в каком случае, даже имея в виду "твердый носитель" в виде CD-диска. Стриминговые же платформы компенсируют огромные продажи очень низкой ценой (чтобы было удобнее брать музыку оттуда а не копировать у соседа).
Здесь самое время развеять несколько легенд, которых так много вокруг аудиозаписей.
Прежде всего, легенда о "ступенчатости" восстановленной с цифрового носителя аудиозаписи.
Действительно, в промежутке между измерениями, заданными частотой дискретизации, мы подаем на усилитель тот же самый сигнал, который был получен в предыдущем измерении. То есть, на первый взгляд, восстановленный сигнал имеет "ступенчатую" форму - но это не так, дело в том, что эти "ступеньки" многократно превышают частоту, которую может воспринять усилитель (здесь важно представлять себе, что частота графически представляется как крутизна фронта или спада сигнала). Музыкальный сигнал, вообще, меняется довольно медленно (по сравнению с частотой дискретизации - для этого и выбрали такую высокую частоту). Он и не может меняться быстрее, потому что более быстрое изменение - это высокая частота а именно ее-то усилитель и не пропускает. То есть, приход следующего изменения просто подтолкнет сигнал вверх или вниз, собственно как было в исходном сигнале - форма восстановленного из оцифровки сигнала хорошо повторяет форму исходного сигнала.
Что-то подобное происходит в детекторе радиоприемника - фактически, мы отрезаем высокую частоту несущей неспособностью последующих устройств (динамиков или усилителей) частоту несущей пропустить - только приемнике надо отрезать половину сигнала, чтобы противосигнал не уравновесил сигнал (слишком уж мало между ними время), в нашем случае и этого не надо, потому что противосигнала просто нет. Высокую же частоту даже удалять не надо, ее просто не пропустит усилитель.
Это нарушается только при оцифровке пластинок - потому что щелчки быстрые, мы слышим-то их только потому что они очень громкие и излучают на всех мыслимых (и немыслимых тоже) частотах (большую часть их режет усилитель, но для ушей остается достаточно). Причем, эти щелчки возникают при воспроизведении (в отличие от высоких частот, которые прослеживаются с самого начала процесса записи), а значит, у них на пути минимум препятствий - фактически, только усилитель. Вот тут приходится прибегать к ухищрениям и увеличивать частоту дискретизации - потому что искаженные щелчки еще хуже оригинальных.
Но к музыке это не относится, самый резкий фронт удара по барабану, к примеру, очень плавен по сравнению со щелчком поцарапанной пластинки.
Я часто слышу еще одну легенду - о том, что в музыке содержаться очень высокие гармоники (особенно это касается "переливов" большой тарелки, которые, как утверждают, могут доходить и до 100 килогерц), которые пластинка как-то ухитряется воспроизводить, а мы воспринимаем, хотя и не слышим.
На счет наличия таких частот в оригинальном (перед микрофоном) звуке усомниться трудно. Но, даже если эти звуки пройдут через сведение диска и переписывание с магнитофона на магнитофон (аналоговый, потому что цифровая обработка делается с частотой 96 килогерц и все, что выше 50 килогерц отрежет сразу), то они ни за что на свете не запишутся на пластинку - просто не хватит гибкости подвеса резца, который все, что выше 22 килогерц отрежет совершенно точно (чтобы пропустить эти частоты в квадропластинках, где ими записываются два дополнительных канала, пришлось пойти на немалые ухищрения, сделавшие квадропластинки дорогими и нерентабельными). И наконец, это не пропустит воспроизводящий усилитель. Суммарное действие всех этих факторов подавит высокочастотную часть даже в самых аналоговых способах записи.
Как правило, бытовая воспроизводящая аппаратура отрезает многие частоты, которые она не в состоянии воспроизвести. Что будет, если этого не делать, я писал в одной из предыдущих статей. Например, если поставить CD-проигрыватель на старый усилитель, который неплохо справлялся с пластинками (но для CD не предназначен), есть большой шанс что он будет перегружаться на высоких частотах: пластинки, записанные полностью аналоговым способом, приглушают высокие, из-за накопления в них искажений при переписывании с магнитофона на магнитофон. Даже пластинки, сделанные цифровым способом, способны плохо звучать на аппаратуре не очень высокого класса - по той же причине, на цифровых пластинках высокие звучат громче (если их, конечно, специально не приглушили).
Внимательный читатель скажет, что у цифровой записи есть еще одна характеристика - битрейт. И этот читатель, конечно, будет прав, просто до сих пор о битрейте не было особого смысла говорить. То есть, можно сказать что у CD-audio битрейт равен 1411,2 кбит/с, но это означает всего лишь пропускную способность канала: то есть, на уровне отдачи данных, с диска можно считать в секунду не больше 1445068 бит записанной информации (вот тех самых изменений, про которые мы говорили).
Разумеется, пропускная способность канала в целом определяется самым узким его местом. Пока мы имеем дело с CD-audio, это не имеет особого значения, однако, в какой-то момент процессоры и носители цифровой информации развились до такой степени, что записи стало возможно держать на компьютере (или специализированном музыкальном устройстве) в виде файлов.
Когда создавали CD-audio, объем записи не экономили - задача стояла записать час музыки (примерно так же, как на пластинке). Когда возникла идея держать записи в файлах, экономия места стала чуть ли не главной задачей.
Что такое файл? Фактически, это мешок с битами, и чем битов больше, тем мешок объемистее и тяжелее.
Во-первых, ликвидировали избыточность - чуть ли не четверть объема CD это избыточные данные, которые нужны в случае повреждения диска. Но файлы сами поддерживают свою целостность и в случае повреждения просто не открываются, дополнительный уровень надежности им не нужен. Но оказывается, можно пойти дальше.
Формат MP3 появился в 1993 году - и это была очередная революция звукозаписи. Дело в том, что MP3 эффективно использует сжатие с потерями, в десять раз и более уменьшая размер звукового файла.
В двух словах, с упрощением, принцип сжатия MP3 заключается в том, что какие-то характеристики звукового сигнала предполагаются общими на некотором отрезке времени. К примеру, колебание соответствует синусоиде такой-то частоты, - предполагаем, что оно так и будет соответствовать, через какое-то время (оно в терминологии формата называется "фрейм") проверим, и если сигнал немного отличается подправим характеристику на следующий маленький кусочек времени. Размер фрейма гораздо больше шага дискретизации, но если при каждом шаге дискретизации мы просто измеряли сигнал, но во фрейме мы учитываем, что с сигналом происходит (и считаем, что оно и дальше будет так же происходить).
И вот здесь важнейшим параметром становится битрейт: как мы уже говорили, файл это мешок с битами, а битрейт это размер горлышка, через которое мы этот мешок насыпаем.
Причем, насыпаются уже сжатые биты, с потерями. То есть, чем меньше ширина горлышка, чем ниже битрейт тем больше будут потери...
Формат MP3 допускает частоту дискретизации не выше 48 килогерц и битрейт не больше 320 кбит/с (причем, можно включить переменный битрейт, он будет меняться в зависимости от состава звукового спектра и позволит еще сильнее уменьшить размер файла при том же качестве). То есть, если в сигнале появляются высокие частоты, наиболее требовательные к качеству передачи, битрейт возрастает и это дает возможность уменьшить фрейм, а значит, передать больше деталей. Если высоких частот нет, битрейт уменьшается и фрейм возрастает, поскольку низкочастотный сигнал изменяется реже и будет передан хорошо даже при низком значении битрейта.
Кроме постоянного (CBR), переменного (VBR) у MP3 в настройках есть еще усредненный битрейт (ABR), представляющий собой что-то среднее между постоянным и переменным битрейтом. Если у VBR мы задаем максимальное и минимальное значение битрейта, за пределы которых кодек не может выходить, но внутри интервала он может свободно устанавливать любое значение, соответствующее текущему спектру, то для ABR мы задаем размер битрейта, от которого, однако, кодек может отступать, причем неограниченно (то есть, в пределах интервала от 8 до 320 килобит в секунду).
К недостаткам обоих типов переменного битрейта можно отнести то, что невозможно точно определить позицию какого либо события в файле, в частности, его конца. Поэтому, файлы записанные с переменным или усредненным битрейтом иногда обрываются раньше, чем закончится записанное в нем... этот дефект известен, с ним давно пытаются справиться, однако, на протяжении последних 20 лет особого прогресса не видно.
Также, этот недостаток проявляется при, например, накладывании отдельно записанного звука на изображение - при озвучивании фильмов таким образом рекомендуется сначала перевести запись на постоянный битрейт, это исправит положение.
Рекомендуется-то рекомендуется, но...
Изначально, создателями формата позиционировалось, что формат mp3, записанный с постоянным битрейтом 128, по звучанию не отличается от компакт-диска. На самом деле, для такого утверждения есть некоторые основания: стандарт не задает алгоритм кодирования, он описывает только представление данных. То есть, используя большую мощность процессора, можно при этом же битрейте получить более качественный звук.
А кроме того, формат mp3 рассчитан на однократное сжатие - то есть, мы имеем оригинал без потерь и с него делаем файл для прослушивания. Никаких изменений внутри mp3 файла не предусматривается. Если мы делаем любое изменение, это значит что нужно сначала преобразовать mp3 (или его фрагмент) в обычный формат звукового файла а потом свернуть измененный вариант обратно в mp3 - при этом потери первого и второго кодирования усиливают друг друга.
Однако, мы обращаемся с mp3 файлами совершенно этого не учитывая - например социальные сети и всякого роде мессенджеры перепаковывают mp3 файлы с целью защиты информации. И сколько раз перепаковывался файл, попавший к вам в руки, нельзя даже предположить. Такой mp3 будет звучать заведомо хуже сжатого один раз - и может быть, очень намного хуже.
Поэтому, идея архива в формате без потерь (например, flac), имеет смысл - хотя, если файл делается с компакт-диска, mp3 с битрейтом 320 вполне обеспечивает максимально возможное качество (вот с оцифровкой пластинок, которые, в отличие от CD имеют щелчки-артефакты, дело обстоит иначе).
Но правда, ни в коем случае нельзя утверждать, что прослушивание, к примеру, файлов flac и mp3/320, даже если они сделаны с одного компакт-диска, будет неотличимо друг от друга: дело в том, что для разворачивания данных из разных файлов используются разные кодеки - поэтому звучать одинаково они ни в коем случае не могут.То есть, формат - форматом, но данные-то доносит до ЦАП не формат а конкретный кодек, причем, в нашем случае кодеки эти, если можно так сказать, разных "весовых категорий", то есть, кодек, восстанавливающий потери, требует гораздо больше вычислительных ресурсов и при их нехватке может пропускать данные (смотря кто и как его писал). Кроме того, восстановление данных - это индивидуальная операция, которая может быть выполнена разными способами, несмотря на то, что существует стандарт кодирования.
Но правда, к определенному битрейту (для моих ушей, к 192), разница и между битрейтами и между форматами практически исчезает (это, конечно, если используются хорошо подобранные кодеки).
Если я порекомендую использовать для архивов CD формат mp3/320, то только потому, что нужен некоторый резерв для однократного перекодирования (я использую для портативного плеера (Cowon D2) MP3 VBR 170-210).
Однако, большая часть пользователей прослушивает архив с компьютера - и это здраво, потому что организовывать архив на компьютере удобнее всего. И если в качестве операционной системы стоит любой UNIX, то, даже если пользоваться встроенной в материнскую плату звуковой картой, можно получить практически идеальный звук - карта RealAudio держит частоту дискретизации 192 (а больше не нужно, все равно не услышим), и пользователю нужно только разрешить серверу использовать высокие частоты дискретизации (опция "avoid-resampling = yes" в /etc/pulse/daemon.conf) и включить на выходе стерео-режим (по умолчанию может включиться 2.1).
Но вот если в качестве операционной системы стоит Windows, то все выглядит не так радужно. Во-первых, даже если разрешить частоту 192 во встроенном драйвере, скорее всего окажется включенным один из "улучшайзеров" (у меня это была "ванная комната", видимо, стоящая первой или последней в списке - звук с ней особенно отвратительный) - их надо отключить. Но и это еще не все.
У RealAudio в утилитах есть свой собственный пульт управления - нужно обязательно его установить, дело в том, что он может показать (сразу или после перезагрузки) что один из "улучшайзеров" включен (хотя настройка Windows показывает, что все выключено). Причем, он действительно включен - если дать команду отключения всех улучшайзеров уже из пульта, звук значительно улучшится. Но после перезагрузки, улучшайзер может опять оказаться включенным! А уж после обновления системы, тем более нужно проверять настройки.
Может быть действительно, имеет смысл использовать внешний ЦАП и соединять его драйвером ASIO, минуя Windows - но этот путь требует дополнительных затрат (к примеру, карта BEHRINGER U-PHORIA UMC204HD стоит около 9 тысяч рублей на момент написания). Для кого-то это приемлемые суммы, для кого-то - нет: технически, с точки зрения "железа", встроенные звуковые карты очень неплохи. В крайнем случае, заведите привычку при каждом включении компьютера отключать улучшайзеры, после этого тлетворное влияние Windows не ощущается, нужно только подобрать подходящий плеер (я советую Foobar2000 для Windows или его юниксковое подобие DeadBeef).
Постепенно на смену MPЗ приходит AAC (Advanced Audio Coding). У него выше максимальная частота дискретизации, можно создать до 48 каналов, сжатие более эффективно, однако, явных и необходимых преимуществ нет и замена им MPЗ происходит очень медленно.
Мы остановились на цифро-аналоговом преобразователе, а вот то, что идет за ним, это тема отдельного разговора. Конечно, усилители и колонки имеют свою историю, которая является вполне самостоятельной частью истории аудиотехники и конечно, должна быть рассмотрена. Не уходите далеко.
Как всегда, в конце - немного музыки. Я пишу от своего имени и своего лица, так что, пусть это будет то, что больше всего поразило в начале цифрового пути.
Итак, первая цифровая запись, вышедшая на CD - тоже явление.