Каких-то 32 года назад ее ненавидела вся страна, а сегодня гламурные блогерши высоким слогом пересказывают роман Раисы и Михаила Горбачева. Не буду спорить с ними, перескажу лишь факты из жизни последней "первой леди" СССР.
Где-то в середине "Перестройки" жена Первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС Муравьева, отказалась сопровождать Раису Максимовну по причине того, что ей не с кем было оставить... собаку.
- Вы понимаете, что это значит? - возмущалась Раиса. В окружении Генсека хотя и посмеялись , но не позавидовали Куйбышевскому секретарю. И действительно, товарищ Муравьев вскоре был отправлен в отставку.
К тому моменту было понятно что Раиса Максимовна даже не глава "теневого кабинета", а самостоятельная политическая фигура. Об этом пронюхала "творческая интеллигенция". На имя супруги Генсека пошли письма с просьбами об издании работ, улучшении финансирования учреждений просителей и даже об улучшении жилищных условий. Не удивительно, что через неё вопросы решались еще быстрее, чем через ЦК или лично М. С. Горбачева.
Но если жена Генсека - самостоятельная политическая фигура, то и финансироваться она должна соответственно. Кроме телефона правительственной связи в ее авто, у Раисы появился личный адъютант. Все, что были в Москве ее не устроили. Парня нашли в сочинском управлении КГБ. Высокий, красивый, с высшим образованием. Но продержался он только несколько месяцев. Чехарда с адьютантами не удивила ближний круг Генерального секретаря. Еще когда он был просто членом Политбюро, то Максимовна бессчетное количество раз меняла поваров, горничных, уборщиц. В две последние категории подбирались дурнушки. Начальник 9 Управления КГБ взвыл. Десятилетиями на должности обслуги брали девушек симпатичных. Это было одно из условий приема на работу. А тут....
- где ж я им столько дурнушек наберу? - кричал генерал.
Незаслуженно уволенные переводились на другие дачи. Там они рассказывали о причудах Раисы Горбачевой. Естественно об этом вскоре узнавало все руководство государства.
Но это еще ерунда в сравнении с тем, что жена Генсека правила его речи! И это после окончательного согласования с двумя главными соавторами "Перестройки" - Яковлевым и Медведевым.
Александр Николаевич тихо шипел, а Вадим Андреевич только качал головой. Горбачев лишь разводил руками - мол, ничего не могу поделать, жена правила, она кандидат философских наук.
Из-за растущего числа поездок Горбачев добился, чтобы командировочные стали выплачивать и Раисе Максимовне. Речь шла, в первую очередь о загранпоездках. Как помнят старожилы, таких поездок было много - что не месяц то визит.О встречах с ней метко и язвительно написала Ненси Рейган в своих мемуарах. Во время их первой встречи в Женеве, Раисе Горбачевой не понравился стул, на который она присела. Она щелкнула пальцами и охранники тут же подали ей другой. Процитирую Нэнси:"она сама говорила, говорила - так много, что мне едва удавалось вставить словечко.... у меня осталось впечатление, - что она никогда не перестает говорить". И далее: "Я видела первых леди, принцесс, королев, но никогда не видела, чтобы кто-то из них вел себя подобным образом".
Раисе Максимовне потребовалась специальная карта мира, чтобы отмечать страны которые она посетила. Карту нашли. От Москвы в страны мира, подобно лучам солнца, потянулись красные линии. Горбачевы посетили столько государств, что не посетили Сталин, Хрущев и Брежнев вместе взятые. И везде первые леди смиренно выслушивали нравоучения нашей Раисы.
Однако в СССР терпение народа заканчивалось. При нарастающем дефиците, ежедневные смены нарядов Раисы Горбачевой вызывали потоки писем в Кремль. Такие обращения писали целыми коллективами. Люди уже не боялись. И помощники понесли эту корреспонденцию на стол Генсека.
Что же сделал Михаил Сергеевич? Он позвонил главному дипломату СССР, на тот момент возглавлявшему Президиум Верховного Совета Союза, - Андрею Громыко.
- Андрей Андреевич, хочу посоветоваться. Мне в поездках нужна поддержка близкого человека. Я привык получать ее от Раисы Максимовны. Но это вызывает негативные отзывы у людей. Как быть?
- В международный практике это дело обычное, - с минуту подумав ответил Андрей Андреевич. А внутри страны вопрос, конечно, деликатный, - продолжил он.
- Если для дела нужно, то поступайте как целесообразно.
- Так вы думаете, ничего тут предосудительного нет?
- я полагаю, что можно продолжить сложившуюся практику, - неуверенно резюмировал Громыко. Конечно он был "тертый калач", знал как угодить начальству. Поэтому и был политическим долгожителем со времен Молотова.
Продолжу о дипломатии. Раиса Максимовна положила традицию устраивать 8 марта приемы для жен послов, аккредитованных в Москве, жен руководителей страны и светских львиц, блеставших в театре и кино. Занятно было наблюдать длинную очередь к руке Первой дамы СССР. Раиса Максимовна цепко фиксировала наряды и драгоценности на приглашенных. В них она знала толк.
Затем все следовали к роскошному столу. Раиса Максимовна произносила утомительную речь. Потом был концерт звезд советской эстрады.
Известно, что для многих этот прием был в тягость. Часть приглашенных шли дабы не поломать карьеру мужа. Раиса Максимовна имела хорошую память, да и составлялись списки из тех, кто был, а кто не был.
Похоже, что только деятели культуры и эстрады с охотой неслись на эти мероприятия. Им все равно перед кем выступать - женой Брежнева, Горбачева, Ельцина и т.д. Главное решить свои шкурные вопросы... Так, вот здесь я пожалуй остановлюсь и спрошу читателя - что-то новое вы для себя узнали из статьи?
Статьи по теме: